Благодарность — одна из базовых черт счастливого человека. Но как вырастить благодарного ребенка в нашем материалистическом мире? Обычных просьб говорить «пожалуйста» и «спасибо» недостаточно. Благодарность — это способность ценить то, что у тебя есть. Для того, чтобы привить эту способность, следует регулярно повторять пражнения:

🔸 Подарки этого дня
Ежедневно, неважно, в какой момент дня, садитесь рядом с ребенком и перечисляйте вместе «дары» этого дня: моменты, события, впечатления, за которые вы благодарны. Это могут быть и люди, игры, угощения — что угодно. Главное — научиться смотреть на то, что с нами происходит как на подарок. Можно даже вести «Дневник благодарности».

🔸 День добротворения
Это один день в месяце, когда вы и ваши дети делаете что-то полезное для других: уборку двора, сбор вещей для благотворительных организаций, покупку корма для собачьего питомника. Это поможет детям понять важность того, что приятно не только брать, но и отдавать. Это важный компонент благодарности.

🔸 Ты помнишь…
Хорошие моменты нужно закрепить. Вспоминая приятные события дня, проговаривайте: «Ты помнишь, как тебе понравилось, когда…, «Как ты был рад, когда…», «Как ты был счастлив, когда…». И даже негативную ситуацию можно превратить в повод для благодарности, например, когда вы приготовили что-то, что ребенок отказывается есть: «Как это здорово, что мы не заставляем тебя есть то, что тебе не нравится!»

🔸 Ты — мой помощник!
Если детям говорить это, они будут чувствовать, что их ценят, и действительно будут помогать и стараться больше.

🔸 Ты — заботливый
Частью способности быть благодарным является способность заботиться о других. Даже если ребенок делает что-то рутинное: убирает свои игрушки или ставит свою тарелку после еды в мойку, скажите: «Вот, какой ты заботливый!». Конечно, скажите еще и «спасибо», но похвалить их и поддержать в них мысль о том, что они внимательны, ответственны и заботливы — очень важно.

🔸 Чем мы можем поделиться сегодня с другими?
То, что нам было давно известно, подтвердилось и научными исследованиями: маленькие дети счастливее, когда имеют возможность угощать и делиться с другими. Но больше радости им приносит тот подарок, который дорог им самим: сделан собственными руками или куплен на сэкономленные деньги. На самом деле, добрые слова тоже можно дарить. Можно поделиться угощением или игрушкой. Ваша задача — следить, чтобы это происходило (осознанно) хотя бы раз в день.

🔸 Нам так повезло!
В любой момент дня вспомните, как вам повезло: что осталось четыре дня до выходных, что на ногах удобные и красивые башмаки, что в кафе есть свободный столик и мороженое.

🔸 Как здорово, правда?
Это упражнение похоже на предыдущее, но лучше иногда просто менять фразу, для разнообразия. «Как здорово, когда вся семья пьет чай вместе, правда?» или «Как здорово, что у нас есть время поваляться на диване, правда?» или «Как здорово, что мы можем делиться мыслями и идеями, правда?»

Счастье — это не результат получения нами чего-то, чего у нас нет, это признание ценности того, что у нас есть. Поверьте, дети, особенно маленькие, не видят сколько ваших усилий стоит их комфорт и радостное детство. Но если вы будете регулярно упражняться с ними в том, чтобы замечать и ценить то, что они имеют, они обязательно научатся ценить ваш родительский труд и все то, что их окружает.

Все родители хотят, чтобы их дети были умными и образованными. Однако многие забывают, что начинать нужно с себя. Хотите, чтобы ваш ребенок говорил грамотно, перестаньте для начала сами допускать ошибки в устной речи. Особое внимание обратите на глаголы. Именно их зачастую произносят неправильно или неуместно используют.

Мама пекет блины

Жечь, печь, стричь – глаголы, в которых очень часто путаются. То и дело слышишь, как кто-то жгет, пекет или стригет, хотя правильно жжет, печет и стрижет. Проверить это невозможно, но запомнить нужно.

Помахай папе ручкой

Как бы не хотелось сказать своему ребенку «помахай папе ручкой», делать этого не стоит. И вовсе не потому, что махать руками – удел невоспитанных детей, а потому что, согласно нормам современного русского литературного языка, папам машут ручками, а не махают.

Глагол «махать» в третьем лице настоящего времени меняет букву «х» на «ш»: машу, машешь, машут. Это же касается и повелительного наклонения: маши, помаши. А вот в прошедшем времени х сохраняется: махал, помахал. Возможно, именно поэтому возникает такая путаница в формообразовании этого глагола. Такое чередование сложилось исторически, и объяснить его вряд ли получится. Хотя стоит заметить, что некоторые словари все-таки признают формы «махаю» или «помахай», правда с пометкой «разговорная».

Одень куртку

В нашей стране люди давно разделились на 2 лагеря. Первые не видят ничего ужасного во фразе «одень куртку». Вторые, услышав это, начинают чувствовать себя плохо.

Если вы относитесь к первой категории людей, то знайте, что надевать можно что-то на кого-то, в том числе и на себя. Например, вы можете надеть, куртку, платье, шапку на себя, ребенка и даже на куклу. А вот одевать возможно только кого-то одушевленного или человекоподобного: одеть ребенка, собачку или куклу.

Поиграйся с ребятами

Сразу стоит отметить, что глагол «поиграться» действительно существует, но относится к просторечиям. Просторечия, как известно, не все воспринимают как показатель богатого словарного запаса. Поэтому лучше все-таки употреблять стилистически нейтральный вариант, который можно произнести в любой ситуации, и заменить «поиграйся» на «поиграй».

К тому же дети, привыкнув к форме «поиграйся» и не видя в ней ничего особенного, перенесут свои знания в тетради по русскому языку или литературе, где это непременно посчитают ошибкой.

Отойди оттудова

Что касается наречия «оттудова», то, действительно, его можно встретить в толковом словаре под редакцией Д. Н. Ушакова. Однако это вовсе не значит, что его стоит употреблять в собственной речи.

Оттудова – просторечие, которое может считаться нормой в каких-нибудь отдаленных поселках и деревнях, где все говорят на своем диалекте. Вот только диалекты не считаются за нормы русского языка. Именно поэтому правильно говорить «оттуда».

Мама покушала

Казалось бы, что такого в глаголах «кушать» и «есть». Каждый наверняка не раз слышал их и даже произносил. Однако не все так просто. Приглашать кушать стоит только в том случае, когда вы вежливо приглашаете к столу гостей или ребенка. В 1 лице этот глагол употреблять точно не стоит. Это выглядит как слишком почтенное отношение к себе, а в некоторых случаях может сойти и за самолюбование.

Многие, конечно, этого не знают и не подумают о вас плохо, но употреблять глагол «есть» в повседневной речи все же предпочтительней.

Сейчас я тебя наругаю

Ругаться вообще не стоит, особенно с детьми. Если же вы не удержались и решились кого-то «наругать», то знайте: ничего у вас не получится.

Глагола «наругать» в русском языке попросту не существуют. Вместо него есть «поругать» и «отругать». Просто знайте это, когда в следующий раз решитесь поддаться эмоциям.

Мальчик плакает

Глагол «плакать» употребляется с буквой «к» только в инфинитиве и в форме прошедшего времени: плакал. В остальных формах ее стоит заменить на «ч»: плачу, плачем, плачешь, плачете, плачет, плачут. Спрягать этот глагол как-то по-другому будет неправильно.

Пошлите вместе гулять

Пошлите – это глагол «послать» в повелительном наклонении. Его произносят, когда хотят отправить кого-то куда-то с заданием, поручением или просьбой. Например, пошлите его узнать последние новости. Иногда «пошлите» может означать «говорить пошлости».

Пойдемте – это повелительное наклонение глагола «пойти». Употреблять его стоит, когда вы собираетесь пригласить кого-либо пойти с собой. Например, пойдемте вместе гулять.

Полоскай рот водой

Хотите прослыть грамотным и одновременно заботливым родителем – приучите свое чадо к гигиене рта. Причем грамотно будет сказать «полощи рот водой», а не «полоскай».

Глагол «полоскай» тоже можно встретить в русском языке, но только с пометкой «просторечье», что не делает его общеупотребительным и верным.

Котик мурлыкает

Если ваша кошка издает звуки, похожие на урчание, то она мурлычет. Именно этот глагол стоит использовать, ведь «мурлыкает» отмечен в словарях как разговорный.

Это значит, что нормой русского языка будет являться первый вариант. Именно его и выбирают грамотные люди.

Психология отношений
5 вещей, которые важны женщинам и неважны мужчинам в отношениях

Мужчины устроены совершенно по-другому, когда речь идет об отношениях. В природе женщин быть более заботливыми, хотя мужчины могут чувствовать это чрезмерно. В природе женщин быть более эмоциональными, даже просто из-за высокого уровня гормона эстрогена, но мужчины могут воспринимать это как слабость. В отношениях женщины больше уделяют внимания деталям, тогда как для мужчин важно очевидное. И вот, что важнее женщинам,  и что должны понять мужчины:

1. Соцсети.

Большинству девушек важно, что происходит в сети. От статуса ваших отношений до людей, которые лайкают твои фото — ей все важно. Женщины в целом более социальные, чем мужчины. Мужчины привыкли хранить свои проблемы и достижения при себе, а женщины склонны обсуждать все это с другими и жить более открыто.

В результате женщины могут поднимать шум, как кажется мужчине, на пустом месте — из-за каких-то изменений на его странице в сети. Хотя его это совершенно не волнует и он не обращает на это внимания. Мужчинам все равно, кто лайкает их фото и кто может увидеть, что они постят. Но если ты хочешь сделать свою девушку счастливее, прими ее запрос на статус отношений.

2. Дни рождения и годовщины.

Женщина ценит каждый момент со своим мужчиной, но любит делать их еще более особенными. И когда появляется такой повод, как годовщина или день рождения,  в ней просыпается аниматор, который хочет устроить настоящий праздник. И она ожидает и от тебя некоторое участие. Помни даты, записывай хотя бы их в телефон, старайся сделать ее счастливой, ведь именно такие мелочи и делают отношения крепче.

3. Женщинам нужно знать, как они выглядят.

Если ты просто принимаешь душ и натягиваешь новые джинсы на свидание, ты должен понимать, что твоей девушке понадобилось больше времени и усилий, чтобы хорошо выглядеть для ТЕБЯ. Она может часами выбирать платье, а еще подходящие к нему аксессуары, макияж, маникюр,  украшения. И все просто потому, что она хочет впечатлить тебя. Она хочет, чтобы ты считал ее лучшей и гордился ею. Так что не забывай оценить ее усилия и делай комплименты.

4. Что ты делаешь в телефоне.

Это может казаться вторжением в личное пространство, но ей нужно знать все и всех,  с кем ты общаешься в телефоне. Пароль будет вызывать подозрения, хотя даже если девушка доверяет, это в ее сущности — пошпионить в твоем телефоне. И дело не в подозреваниях, а в безумной любви. Так что лучшим заверением в твоей любви для нее будет доступ к твоему телефону. И может со временем она это перерастет и успокоится.

5. Забота.

Да, иногда женщины могут переживать по мелочам и глупостям, и иногда нам за это стыдно. Просто потому что мы чувствуем себя неуверенно и как дети хотим внимания. Так что просто обнимайте свою женщину чаще и говорите, что любите ее, слушайте ее болтовню и жалобы, пока она не расплачется. Помните: объятия могут исцелить душу!

Токсикоз беременных представляет собой осложнение гестационного периода. Принято выделять несколько его клинических форм: рвота, слюнотечение, дерматит, кожный зуд и т. д. Ранний токсикоз развивается в первом триместре и обычно заканчивается к 13 неделям, однако иногда может затягиваться до 16 недель. До сих пор причины этого осложнения точно не установлены. Поэтому выделяют так называемые предрасполагающие факторы, которые существенно увеличивают его вероятность: повышенные психоэмоциональные нагрузки на женщину (постоянные стрессы, неустроенность семейной жизни, проблемы на работе и т. д.), хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, гормональные нарушения, многоплодная или наступившая на фоне стимуляции яичников, а также в случае экстракорпорального оплодотворения беременность, аборты.
Клиническими признаками раннего токсикоза являются: тошнота, рвота более двух раз в сутки, снижение массы тела, отсутствие аппетита, повышенное слюноотделение, появление запаха ацетона изо рта, ухудшение тургора кожи, изменения в биохимическом составе крови. Лечение проводится по следующим направлениям:
1) дезинтоксикационная терапия. Она может быть проведена двумя способами: первый — увеличение объема выпиваемой жидкости (преимущество отдается щелочным минеральным водам), второй — внутривенное введение раствора;
2) витаминотерапия, которая позволяет нормализовать нарушенный обмен веществ и восстановить цикл окислительно-восстановительного фосфорилирования. Преимущество отдается витаминам из группы В, являющимся кофакторами многих ферментов;
3) молекулы – донаторы энергии, к которым относится препарат АТФ. Они дают возможность получать в чистом виде энергию, необходимую для всех процессов, протекающих в организме;
4) противорвотные средства, которые воздействуют на головной мозг (центр рвоты) и нормализуют моторику верхних отделов желудочно-кишечного тракта;
5) при повышенном психоэмоциональном возбуждении женщинам показано применение успокоительных препаратов, а в тяжелых случаях — и транквилизаторов.
Параллельно для повышения эффективности проводимой терапии следует придерживаться таких рекомендаций: принимать пищу небольшими порциями, чтобы не создавать условий для переполнения желудка в течение дня; кушать 5 – 6 раз в сутки; исключить из рациона жирное и жареное, консерванты. Иногда токсикоз имеет очень тяжелое течение, когда консервативная терапия оказывается неэффективной. В итоге это приводит к существенному ухудшению состояния пациентки с развитием недостаточности многих органов. В такой ситуации в интересах женщины показано прерывание беременности: это позволяет сохранить ей жизнь.

Тават Мердалиева

Врач – акушер-гинеколог, консультант по грудному вскармливанию

Детский садик является своего рода первым коллективом ребенка, в котором он сталкивается с новой, непривычной для себя средой. Одни малыши справляются с таким стрессом довольно легко, быстро привыкая к новым условиям и адаптируясь к детскому коллективу, другие же страдают от происходящих изменений в образе жизни, каждое утро устраивая родителям истерики со слезами и криками.

Безусловно, такая ситуация изматывает не только самого малыша, который упрямо не хочет идти в детский сад, но и маму с папой, ведь они понимают неизбежность происходящего. Как разрешить дилемму и что делать, если ребенок не хочет в сад? Разобравшись, в чем причина такого поведения, вы сможете помочь крохе адаптироваться к новым условиям и безболезненно справиться со своим первым в жизни стрессом.

Почему малыш не хочет ходить в садик? ТОП распространенных причин

Если кроха идет в детский сад со слезами на глазах, плачет, провожая маму, и регулярно выказывает нежелание посещать детский коллектив, не стоит сразу же пытаться найти причину извне: безусловно, успешная адаптация зависит и от воспитателя, однако в силах родителя помочь преодолеть чаду эту непростую для него ситуацию. Бытует мнение, что слезы и истерики – непременный атрибут адаптационного периода, однако на самом деле это не так. Конечно, со временем ребенок перестанет так сильно протестовать, смирившись с неизбежным, однако куда продуктивнее самостоятельно найти причину стойкой антипатии к детскому саду и постараться устранить ее.

К наиболее частым проблемам, возникающим при походе в детский сад, относятся:

  1. Неготовность ребенка к новым условиям

Если родители не разговаривали с малышом о том, что такое детский сад и для чего нужно туда ходить, не рассказывали о примерном распорядке и нормах поведения в детском коллективе, ограждали чадо от общения с ровесниками, естественно, ему будет трудно адаптироваться. Любые рамки, без которых садовский коллектив превратился бы в хаос, будут вызывать у ребенка отторжение и нежелание им подчиняться, поэтому стоит заранее оговаривать эти моменты и готовить малыша психологически.

  1. Неумение справляться с бытовыми проблемами

Конечно, воспитатели и нянечки во всем помогают деткам, однако в группах обычно около 20 ребят, и им не всегда удается уделить каждому максимум внимания. Именно поэтому ребенок должен уметь самостоятельно поесть, переодеться, сходить на горшок, высморкать носик и справиться с другими возможными проблемами, которые дома за него решает мама. Лучше как минимум за полгода постепенно приучать ребенка к самостоятельности, и тогда ему будет комфортнее и спокойнее в детском саду.

  1. Сложности в общении со сверстниками

Если до похода в детский сад малыша окружали преимущественно родители и старшие братья/сестры, ему будет крайне сложно научиться взаимодействовать с ровесниками. Ситуация усугубляется, если ребенок с рождения обладает не слишком общительным, замкнутым темпераментом – в этом случае «расшевелить» его, заинтересовав обществом других малышей, будет не слишком легко. Еще одной сложностью в налаживании контактов является чрезмерная избалованность чада: если он привык быть «центром вселенной» и получать все, что хочется, ему будет сложно принять обстоятельства, в которых все малыши равны.

  1. Непривычный режим дня

В детском саду все подчинено строгим правилам: сначала завтрак, потом игры, прогулка, дневной сон и т.д. Если дома карапуз делал все, что пожелает: ложился спать, когда заблагорассудится, ел «под мультики» и по полчаса, сам выбирал занятия и ходил гулять только тогда, когда сам того захочет, безусловно, тут же перестроиться у него не получится. В том случае нужно действовать сообща: детально изучив график детского сада, привнесите его в свою жизнь, чтобы диссонанс между домашней и садиковской обстановкой был не слишком резким.

  1. Нелюбимая еда

Пищевые пристрастия формируются у крохи уже к двухлетнему возрасту, поэтому непривычная пища может на первых порах показаться карапузу невкусной или отталкивающей. Рассказывайте ребенку о том, как вкусно готовят повара, знакомьте его с новыми блюдами самостоятельно и на первых порах попросите воспитателей не слишком усердствовать, заставляя ребенка съесть все до последней крошки – главное, чтобы он при этом не оставался абсолютно голодным. Если же кроха не хочет есть что-то конкретное (например, ненавистную многими манную кашу или пленку от молока), не настаивайте – убрав «раздражающий» фактор, куда проще развить любовь карапуза к детскому саду.

  1. Проблемная обстановка в семье

Нередки ситуации, когда нежелание посещать детский сад – лишь «ширма» для более глубоких психологических проблем. Если ребенок по какой-либо причине переживает стресс, он может просто-таки бояться выйти из мнимой «зоны комфорта». Особенно часто такие ситуации возникают при разводе, частых ссорах и конфликтах родителей, смерти кого-то из близких или социально-психологического неблагополучия в семье. В этом случае следует для начала справиться с депрессией крохи, и лишь затем разбираться с причинами нелюбви к детскому саду.

  1. Страх разлуки

Излишне опекаемым деткам, которые никогда не разлучались с мамой, сложно представить, что родной человек больше не будет находиться рядом 24 часа в сутки. Объясняйте малютке, что вы никогда его не бросите и обязательно заберете домой в конце дня – и со временем он станет чувствовать себя более защищенным.

  1. Недостаток родительского внимания

Получая с лихвой мамину заботу и любовь, малыш может страдать от ее нехватки в дневное время, ведь больше не к кому прибежать с малейшей проблемой, попросить сочувствия и ласки. Компенсируйте этот недостаток в вечернее время, проводите больше времени с крохой, читайте ему книжки, рассказывайте сказки, гуляйте во дворе – словом, посвящайте совместное время интересам ребенка, чтобы он ощущал, что вашей заботы и любви не стало меньше.

  1. Отказ от конкретных занятий

Ребенку может не нравиться не сам садик, а те занятия, которые там проводят. Поинтересуйтесь у воспитателей – возможно, ему просто не удается лепка, рисование или работа с цветной бумагой. Столь незначительная на первый взгляд причина может стать поводом для серьезной психологической травмы крохи. Если «проблемная точка» найдена, попробуйте заинтересовать ребенка нелюбимым видом творчества самостоятельно – освоив азы, он с легкостью справится с садиковскими заданиями и будет чувствовать себя более уверенно и спокойно.

  1. Отношения с воспитателем

В большинстве случаев родителям свойственно винить педагогический состав в том, что ребенок не хочет идти в детский сад. На самом деле, проблемы с воспитателями и нянечками бывают лишь в 30% случаев, хотя исключать их полностью все же не стоит. Если педагоги слишком авторитарные, жесткие, а возможно, и жестокие, следует решать проблему кардинальным образом. Обратитесь к заведующей детского сада с просьбой сменить проблемного работника или группу, которую посещает ребенок, обрисуйте сложившуюся ситуацию, и если это не принесет плодов, не бойтесь посетить отдел образования, ведь такие ситуации недопустимы в детском коллективе. Если ребенок боится идти в сад, защитите его – именно это и является первоочередной обязанностью родителей.

Важно! Не пытайтесь выяснить у ребенка причину нелюбви к детскому саду «в лоб» - скорее всего, вы не получите ответ на прямой вопрос, а если начнете давить и допытываться, кроха замкнется. Лучше попробовать более деликатные методы: попросить малыша рассказать о том, как проходит его день в саду, нарисовать свою группу, разыграть мини-сценку, где каждая игрушка будет выполнять роль коллектива садика.

Что можно сделать, чтобы исправить ситуацию?

На форуме молодых мам можно встретить немало советов относительно того, как помочь ребенку преодолеть болезненный период адаптации к детскому садику. Каждый из них не лишен здравого смысла, однако не всегда будет эффективен, ведь то, что волнует одного малыша, может абсолютно не беспокоить другого, и наоборот. Действовать нужно лишь тогда, когда вы выяснили причину нелюбви к детскому саду, всячески стараясь убрать негативный фактор из жизни крохи:

  1. Научите ребенка общаться с детьми его возраста, взаимодействовать с ними, совместно играть и заниматься. Если малыш сможет преодолеть природную застенчивость и замкнутость, ему проще будет найти друзей в детсадовском коллективе.
  2. Перестаньте излишне баловать ребенка, во всем потакать его капризам и прихотям, решать за него все мелкие бытовые проблемы (одевать, обувать, собирать игрушки и т.д.) – так ему проще будет научиться самостоятельности и ответственности.
  3. Сбалансируйте режим дня таким образом, чтобы он максимально соответствовал детскому саду – это поможет ребенку перестроиться и не чувствовать себя уставшим.
  4. Старайтесь не бояться разлуки с ребенком. Детки крайне чувствительны к эмоциям взрослых, поэтому ваш страх может невольно передаваться и чаду, внушая ему боязнь садика. Держите себя в руках, убеждайте, что это неизбежный и крайне важный этап взросления, что ребенок находится в надежных руках профессионалов, которые при необходимости окажут ему квалифицированную помощь и т.д. Главное – чтобы малютка не чувствовал ваш эмоциональный дисбаланс.
  5. Ежедневно объясняйте крохе правила общения со взрослыми – воспитателями и нянечками. Прививайте ему уважение и послушание, научите соблюдать субординацию и вести себя соответственно.
  6. Если проблема нелюбви к детскому саду кроется в конфликте с воспитателем, не пускайте проблему на самотек – этим вы еще больше травмируете ребенка. Поговорите с другими родителями, выясните, возникают ли у них такие же проблемы, и, при необходимости, попросите заменить педагога.
  7. Старайтесь соблюдать регулярность походов в детский сад. Даже если у вас выходной, не стоит потакать капризам крохи и оставлять его дома (разумеется, если он не болен) – в следующий раз, когда он не захочет что-либо делать, истерика будет куда масштабнее, ведь он уже получал желаемое таким образом.

Предупредить нарушения осанки можно, если развивать и укреплять мышцы спины. Начать заниматься этим лучше еще до первого класса — с 6 лет. Как может выглядеть на практике ваше занятие с малышом, показали олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике, руководитель Центра гармоничного развития для детей и молодежи «Студия Серебрянских» Екатерина Серебрянская и мальчик Влад.

1. «ДАЙ-КА МНЕ МЯЧИК!»
Исходное положение — друг напротив друга. Одновременно наклоняйтесь вперед на прямых ногах и передавайте мяч партнеру, прогибаясь в пояснице и удерживая спину ровно, не округляя. Выполните по 10 повторений в медленном и быстром темпе.

2. «ЛОДОЧКА»
Ребенок ложится на живот, на вдохе поднимает прямые ноги вверх, одновременно отрывая от пола корпус и выпрямленные вперед руки. Нужно выполнить по 10—20 повторений и в конце при помощи мамы удержать положение наверху до 15 секунд.

3. «МАЛЕНЬКАЯ КОРЗИНКА»
Исходное положение — лежа на животе. Движение: одновременно поднять ноги и корпус вверх, дотянуться руками до стоп и прогнуться, соединяя одновременно ноги и руки вверху. В этом положении нужно задержаться до 20—30 секунд, родитель помогает ребенку выполнить упражнение медленно и плавно.

4. «КОЛЕЧКО»
Исходное положение — лежа на животе, как в предыдущем упражнении. Ребенок выпрямляет руки в локтях, медленно наклоняет голову назад и соприкасается теменем со стопами, носки при этом оттянуты. Это положение нужно удержать до 20 секунд. Повторить 10—15 раз. Родитель помогает ребенку и координирует темп.

5. «ЗМЕЙКА»
Исходное положение, как в предыдущем упражнении, ребенок поднимает корпус, выпрямляя руки в локтях, и тянется подбородком вверх. Таз при этом остается плотно прижатым к полу. Верхнее положение нужно удержать до 60 секунд. Сделайте 15—20 повторов.

6. «БАБОЧКА»
Ребенок принимает положение сидя и складывает ноги стопа к стопе, стараясь развести колени в стороны. Родитель пружинистыми движениями медленно выполняет небольшие надавливания на колени ребенка, тем самым помогая ему положить колени на пол. Выполнить до 30—50 раз.

7. «КАЧЕЛИ»
Исходное положение ребенка — лежа на спине, руки в замке за головой, колени согнуты. Задача — на выдохе подтянуть одновременно корпус и колени, напрягая пресс. Родитель помогает. Повторить движение 10—15 раз.

 

Высокочувствительность у ребенка – это не изъян и не диагноз. Это особенность, которую можно и нужно ценить.

Моя маленькая дочь поднимает цунами и дерется из-за техники очистки мандарина, а через три-пять минут обнимает меня с такой силой, что трещат ребра. Старшая предпочитает ездить в трамваях, потому что запах в машинах ей не подходит.

Младшая радостно показывает прохожим игрушку, но если с ней заговорят в ответ, будет паниковать и в ужасе лезть мне на голову. Старшая в ответ на комплимент или замечание от постороннего делает покерфейс, но помнит сказанное дословно спустя полгода.

Младшая сто пятьдесят раз просыпается ночью без видимых причин, чтобы именно я или папа положили ее в кровать и полежали рядом пару минут.

Старшая долго переваривает вопросы и просьбы, как-будто поднимается на поверхность из глубокого нырка, а потом делает все быстро и отвечает четко.

Все это иногда утомляет, раздражает и злит. Но я сама ничем не лучше со своей коллекцией странностей и не знаю людей без них. Мы в семье стараемся друг друга слышать и понимать, живем не на радуге, но у ее подножия. Словом, справляемся.

Тем не менее, около года я ловила себя на чувстве, будто упускаю нечто важное с детьми. Статьи и книги про воспитание надоели. Было время, когда я по необходимости читала только их, а потом стала сознательно избегать — получала мало пользы.

Ответ пришел, когда я прочла «взрослую» статью о высокочувствительных людях. Оказалось, что мы с дочками из этой команды, вместе с 15-20% населения Земли.

КАК ПОНЯТЬ

Высокая чувствительность — врожденная особенность, которая делает нервную систему человека крайне восприимчивой к физической и эмоциональной среде обитания. Такой уровень чувствительности наблюдается примерно у 20% людей и почти у всех животных.

Это не изъян, не синдром и не состояние, это не проходит и не нуждается в коррекции или лечении.

Доктор Элейн Эйрон составила два теста на высокую чувствительность для детей и взрослых, которые заодно дают представление об этой особенности личности. В каждом тесте около 20 пунктов, положительным результат считается, если вы поставили галочку больше 13 раз. Важно, что если отмечен всего один пункт (или два-три), но он предельно точно описывает особенность человека, тест также может считаться положительным.

Это говорит о том, что высокая чувствительность проявляется множеством комбинаций, у взрослых и детей с разным темпераментом, характером и укладом жизни. В своей книге доктор Эйрон пишет: «…некоторые из ВЧД (высокочувствительных детей) бывают сложными: активными, эмоционально сильными, требовательными и упрямыми, тогда как другие из них тихони, обращенные внутрь себя, и к тому же, слишком легкие на подъем, но только не том в случае, когда им надо присоединиться к группе детей, где они никого не знают. И открытые, и суетливые, и сдержанные, и послушные, все высокочувствительные дети крайне чувствительны к своей среде обитания: эмоциональной и физической».

Частые пробуждения моей 2,5-летней дочери, ее внезапное недовольство по поводу конкретной музыки, игрушек, песенок или одежды, внимание к мелочам, которых не замечают другие, бурная реакция на незнакомых людей, прекрасная зрительная и аудио-память, частые истерики — все признаки высокой чувствительности. У пятилетней старшей это медлительность, вдумчивость, склонность к анализу, любопытство, способность запоминать детали и замечать изменения в себе и окружающих, страсть задавать удивительные вопросы, сильная радость и глубокая опечаленность чем-то, неуемная фантазия, частые уходы «в себя». Они обе плохо переносят большие скопления людей, часто действуют импульсивно и напролом.

Психолог Мария Гроховская отмечает, что высокочувствительные дети дольше созревают в плане самоконтроля и владения эмоциями: «Это напрямую сказывается на готовности к школе. Развитие префронтальной зоны коры головного мозга, которая отвечает за самоконтроль, управление эмоциями, интеграцию мыслей и чувств у детей обычно происходит к 5-7 годам, а у высокочувствительных — к 7-9 годам».

Понять, что с детьми и со мной все в порядке, что я не ужасная нервная мать, которая растит странных и нервных детей, было бесценно. Когда стало ясно, что их заморочки и капризы в большинстве случаев — небезосновательные потребности, мы всей семьей ещё немного придвинулись к радуге.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Психолог Мария Гроховская сравнила восприятие у высокочувствительных детей с ситечком с крупными ячейками: «Если бросить в такое ситечко горсть песка, он почти весь сразу пройдет сквозь него. В то же время, у других детей ячейки восприятия мельче, и половина «песка» задержится».

«Ведерко» восприятия у высокочувствительных детей переполняется довольно быстро. Тогда им сложно справиться.

Со мной периодически происходит то же самое, и тогда становится сложно нести три ведра с песком. Зато я живо представляю, как чувствуют себя мои дети, и это помогает находить решения.

В книгах и статьях о высокочувствительных детях встречаются списки (обожаю списки!) практических советов по взаимодействию и облегчению жизни, похожие рекомендации мне дала и Мария Гроховская. Эти советы применимы к любым детям, потому что основаны на внимательности, терпении, заботе и сочувствии:

🔸 Воспринимать высокую чувствительность как дар
Развитая интуиция, проницательность, воображение, чуткость — отличительные черты высокочувствительных личностей. Возможно, в семье растет изобретатель и визионер, а со спиральной очисткой апельсинов можно смириться.

🔸 Учить ребенка радоваться высокой чувствительности
В процессе взросления эта особенность может мешать и раздражать. Важно показывать детям сильные стороны этого явления, учить принимать и любить себя.

🔸 Помнить о степени чувствительности ребенка (и каждого члена семьи)
И учитывать ее при планировании дня, активностей, жизни. Не загромождать время с утра до ночи беспрерывной деятельностью. Обязательно учитывать время на отдых, уединение, быть готовыми отказаться от каких-то планов, если ребенок устал.

🔸 Избегать толпы и больших скоплений людей
Большинство высокочувствительных людей боятся или чувствуют дискомфорт в таких местах, особенно, если присутствует яркое освещение или громкие звуки. Я стараюсь не брать детей в супермаркеты. При этом, небольшие магазины и уютные кафе им нравятся и не утомляют.

🔸 Стараться чаще бывать на природе, если живете в городе
Даже после прогулки в большом парке мои дети притихшие и довольные. Не только от кислорода, но от звуков, запахов и тактильного опыта, недоступного на площадке и дома.

🔸 Знать пути отхода и скорой помощи, если «начинается» (вкусное, любимая песенка, массаж)
Мария Гроховская напоминает, что в семейных отношениях ведущим должен быть взрослый: «Он должен быть по-настоящему взрослым, зрелым — не перекладывать на ребенка вину и ответственность, помнить, что ребенок до определенного возраста (лет до 5-8) никогда не капризничает просто так и не делает назло — у плохого поведения всегда есть причина, задача взрослого — ее увидеть, понять и устранить».

🔸 Быть с ребенком партнерами и не винить себя за провалы
Высокочувствительные дети не воспринимают крик, суровую дисциплину и наказания. Если я срываюсь и пытаюсь давить, получаю сопротивление силы Французской революции. Сто тысяч раз проверено: лучше подышать, попить водички и договориться. Попросить прощения за крик, и неожиданно услышать «и ты прости!».

🔸 Чаще играть с ребенком
Чем больше и качественнее времени вы проводите вместе, тем легче будет ребенку справляться со своими бурями. Это наблюдают психологи, наблюдаю я сама. За дни, когда у меня нет времени толком пообщаться с детьми, они устают и ссорятся больше.

🔸 Предоставлять выбор
Высокочувствительным детям не нужно полное отсутствие дисциплины. Напротив, им необходима рутина, но при этом и свобода выбирать то, что они способны по возрасту. Перед занятиями я могу сказать старшей дочке «Немедленно собирайся, мы опаздываем!» и получить медузу на берегу. А могу сказать «Ты сегодня хочешь пойти на занятия? Чтобы успеть, тебе лучше самой одеться, а я соберу рюкзак» и получить одетого ребенка. Или хотя бы благосклонного ленивца, которого можно одеть.

Саша Паис

Ребёнок — зеркало семьи!

 

 

 

 

 

 

Для ребенка все, что исходит от мамы - это любовь. Если мама кричит, недовольна, раздражена, то ребенок ставит галочку – ок, это и есть любовь. Став взрослым, он неосознанно создает ситуации, в которых будет ощущать те же самые чувства, что и тогда, в детстве. То состояние, которое было возле мамы основным, становится внутренней зоной комфорта.

Вот почему важно понимать, где и в какие моменты вы даете много внимания своим детям. Это когда вы смотрите глаза в глаза. Или что-то чувствуете к ребенку, и это «что-то» вовсе не о ромашках и розовых слониках. Или говорите, объясняете, вещаете, внушаете. Всплескиваете руками. Много жалеете. Любое проявление, где мамы вдруг становится много.

Если это происходит когда:

• Ребенок болеет, то для него это звучит как: «чем больше болею, тем больше мама меня любит». И он старается. Болеет снова и снова, привлекая мамино внимание. Из таких детей часто вырастают скрытые или явные ипохондрики. Болезнь становится официальным способом «отжать» любовь окружающих.

• Ребенок совершает какую-то оплошность, ошибку, недочет и…. Натыкается на ваш фирменный взгляд а-ля Клин Иствуд. Ловит то самое настроение, которое не о ромашках и розовых слониках. И так из раза в раз. Ребенок понимает: ошибка = мамино внимание. И застревает в этом. Да, зачастую это внимание окрашено негативными чувствами, но и оно лучше, чем ничего. Поэтому среди нас так много Пьеров Ришаров, которые то на банановой кожуре поскользнутся, то паспорт потеряют. В этой же команде любители себя поругать, обвинить и зачморить.

• Ваш ребенок что-то сделал, достиг, смог – и тут нате, горка вашего внимания. А если повезло, то еще и объятий. Е-хо-у! Ваше дитя ликует и радуется, он ухватил свою жар-птицу за хвост! Формируется крепкая модель: путь к любви лежит через результат. Чем больше достижений-тем больше любви. Наиболее травматичен такой опыт для девочек. Девочки существа более гибкие, чем мальчишки, чем родители активно пользуются. Помой посуду, уберись, музыкалка, художка, оценки. Давай-давай. Тащи-тащи. Ну, она и тащит, незаметно превращаясь в крепкую рабочую лошадку, которая и в семье, и в работе, и везде. Внешне такие женщины выглядят вполне благополучно, но заглядывать в них страшно. Там сплошная тоска и холод. Знаю, о чем говорю. Сама долго в этом плавала.

• Миллион, милллион, миллион алых роз. Тьфу, то есть внимания по особенным случаям. День рождения, Новый год, утренник… Ну, или просто «все идем в свет». Это ж вообще шок у ребенка. Под переливающийся свет софитов он вдруг получает ВСЁ. Внимание, которое обычно доставалось в течение месяца, вливается за три часа. Некоторым счастливчикам достается годовалый запас. Отсюда во взрослых нас навязчивое ожидание счастливого завтра. Ждем выходных, отпуска, свадьбы, юбилея. Эх, там-то, наконец, заживем! Там будет самый сок, концентрат, изюм! Тщательно готовимся, внутренне собираемся, но… когда ТО САМОЕ, наконец, случается, внутри взрыв. Чувствуем либо сильное перевозбуждение, либо вообще ничего. Редкие счастливчики способны в этих ситуациях искренно порадоваться и наполниться моментом.

Моему сыну еще не так давно внимание доставалось только по вышеописанным случаям: заболел, накосячил, что то смог или в ТеСамыеПраздничныеДни. Я тогда не подозревала, что можно по- другому. А сейчас знаю и умею. Долго и упорно я ломала старые алгоритмы. Училась давать сыну внимание «в моменте». Столько, сколько ему требуется именно сейчас. Даже если это пятые обнимашки после официального отбоя ко сну. Или когда я очень «занята» своими важными взрослыми делами.

Первые месяцы, ошалев от такого доступа к телу, у сына рвало крышу. Он был похож на наркомана, получившего неожиданно большую дозу. Фигассе, я существую для мамы, я есть!

В тот период было сложно. Я злилась и считала, что вступила на шаткую дорожку. Думала: сейчас сына избалую, а он потом сядет ко мне на шею. Ну, или станет маменькиным сыночком. А он, глядите-ка, не избаловался. И на шею ко мне не сел. В какой-то момент сын просто насытился. Напитался вниманием и приятием себя. Подбежит, что-то спросит, посидит на коленочках – и был таков. В этих ситуациях я понимаю, что он прибегает ко мне лишь для того, чтобы убедится: «Мам, все по- прежнему? Не разлюбила? Ты точно меня просто так любишь?». Да, да, все без изменений, дорогой. Файлы в голове сходятся, и он несется дальше заниматься своими мальчишескими делами.

Конечно, мы вместе, когда он болеет. И против выходов в «свет» ничего не имею. Но внимание в эти и другие моменты он получает от меня равномерно. Как масло, которое мы намазываем на хлеб.

Убедилась на собственном опыте: когда детям не нужно заслуживать родительскую любовь, многие проблемы воспитания снимаются сами собой. Они перестают гоняться за родителями. Пакостить. Дерзить. Делать назло. Им становится незачем «отжимать» ваше внимание силой. Мальчики не становятся девочками. Скорее, наоборот. У них появляется чувство спины. А когда чувствуешь тыл, то шагать во взрослый мир получается гораздо увереннее, верно?

Автор: Валерия Градобоева

Для ребенка все, что исходит от мамы - это любовь. Если мама кричит, недовольна, раздражена, то ребенок ставит галочку – ок, это и есть любовь. Став взрослым, он неосознанно создает ситуации, в которых будет ощущать те же самые чувства, что и тогда, в детстве. То состояние, которое было возле мамы основным, становится внутренней зоной комфорта.

Вот почему важно понимать, где и в какие моменты вы даете много внимания своим детям. Это когда вы смотрите глаза в глаза. Или что-то чувствуете к ребенку, и это «что-то» вовсе не о ромашках и розовых слониках. Или говорите, объясняете, вещаете, внушаете. Всплескиваете руками. Много жалеете. Любое проявление, где мамы вдруг становится много.

Если это происходит когда:

• Ребенок болеет, то для него это звучит как: «чем больше болею, тем больше мама меня любит». И он старается. Болеет снова и снова, привлекая мамино внимание. Из таких детей часто вырастают скрытые или явные ипохондрики. Болезнь становится официальным способом «отжать» любовь окружающих.

• Ребенок совершает какую-то оплошность, ошибку, недочет и…. Натыкается на ваш фирменный взгляд а-ля Клин Иствуд. Ловит то самое настроение, которое не о ромашках и розовых слониках. И так из раза в раз. Ребенок понимает: ошибка = мамино внимание. И застревает в этом. Да, зачастую это внимание окрашено негативными чувствами, но и оно лучше, чем ничего. Поэтому среди нас так много Пьеров Ришаров, которые то на банановой кожуре поскользнутся, то паспорт потеряют. В этой же команде любители себя поругать, обвинить и зачморить.

• Ваш ребенок что-то сделал, достиг, смог – и тут нате, горка вашего внимания. А если повезло, то еще и объятий. Е-хо-у! Ваше дитя ликует и радуется, он ухватил свою жар-птицу за хвост! Формируется крепкая модель: путь к любви лежит через результат. Чем больше достижений-тем больше любви. Наиболее травматичен такой опыт для девочек. Девочки существа более гибкие, чем мальчишки, чем родители активно пользуются. Помой посуду, уберись, музыкалка, художка, оценки. Давай-давай. Тащи-тащи. Ну, она и тащит, незаметно превращаясь в крепкую рабочую лошадку, которая и в семье, и в работе, и везде. Внешне такие женщины выглядят вполне благополучно, но заглядывать в них страшно. Там сплошная тоска и холод. Знаю, о чем говорю. Сама долго в этом плавала.

• Миллион, милллион, миллион алых роз. Тьфу, то есть внимания по особенным случаям. День рождения, Новый год, утренник… Ну, или просто «все идем в свет». Это ж вообще шок у ребенка. Под переливающийся свет софитов он вдруг получает ВСЁ. Внимание, которое обычно доставалось в течение месяца, вливается за три часа. Некоторым счастливчикам достается годовалый запас. Отсюда во взрослых нас навязчивое ожидание счастливого завтра. Ждем выходных, отпуска, свадьбы, юбилея. Эх, там-то, наконец, заживем! Там будет самый сок, концентрат, изюм! Тщательно готовимся, внутренне собираемся, но… когда ТО САМОЕ, наконец, случается, внутри взрыв. Чувствуем либо сильное перевозбуждение, либо вообще ничего. Редкие счастливчики способны в этих ситуациях искренно порадоваться и наполниться моментом.

Моему сыну еще не так давно внимание доставалось только по вышеописанным случаям: заболел, накосячил, что то смог или в ТеСамыеПраздничныеДни. Я тогда не подозревала, что можно по- другому. А сейчас знаю и умею. Долго и упорно я ломала старые алгоритмы. Училась давать сыну внимание «в моменте». Столько, сколько ему требуется именно сейчас. Даже если это пятые обнимашки после официального отбоя ко сну. Или когда я очень «занята» своими важными взрослыми делами.

Первые месяцы, ошалев от такого доступа к телу, у сына рвало крышу. Он был похож на наркомана, получившего неожиданно большую дозу. Фигассе, я существую для мамы, я есть!

В тот период было сложно. Я злилась и считала, что вступила на шаткую дорожку. Думала: сейчас сына избалую, а он потом сядет ко мне на шею. Ну, или станет маменькиным сыночком. А он, глядите-ка, не избаловался. И на шею ко мне не сел. В какой-то момент сын просто насытился. Напитался вниманием и приятием себя. Подбежит, что-то спросит, посидит на коленочках – и был таков. В этих ситуациях я понимаю, что он прибегает ко мне лишь для того, чтобы убедится: «Мам, все по- прежнему? Не разлюбила? Ты точно меня просто так любишь?». Да, да, все без изменений, дорогой. Файлы в голове сходятся, и он несется дальше заниматься своими мальчишескими делами.

Конечно, мы вместе, когда он болеет. И против выходов в «свет» ничего не имею. Но внимание в эти и другие моменты он получает от меня равномерно. Как масло, которое мы намазываем на хлеб.

Убедилась на собственном опыте: когда детям не нужно заслуживать родительскую любовь, многие проблемы воспитания снимаются сами собой. Они перестают гоняться за родителями. Пакостить. Дерзить. Делать назло. Им становится незачем «отжимать» ваше внимание силой. Мальчики не становятся девочками. Скорее, наоборот. У них появляется чувство спины. А когда чувствуешь тыл, то шагать во взрослый мир получается гораздо увереннее, верно?

Автор: Валерия Градобоева

Бывает, что родитель чувствует вину, если ребенок слишком плаксивый, шумный или, наоборот, нерешительный. Кажется, что это они его “сломали”, потому что делали что-то неправильно, не так воспитывали. Однако, если взглянуть внимательно, то от рождения все дети обладают разным темпераментом. Так, у одних родителей при одинаковом воспитании первый ребенок может кардинально отличаться от второго.

Дело в том, что темперамент - врожденная характеристика. Кардинально его изменить нельзя, однако родители могут помочь детям познакомиться со своими особенностями и научиться с ними обходиться.

В 1977 году А. Томас и С. Чесс опубликовали данные лонгитюдного (то есть проведенного на протяжении многих лет) исследования темперамента у детей. Они выделили 9 основных характеристик

1. Фон настроения

Фон настроения - это соотношение позитивных и негативных поведенческих реакций в течение дня. Так, у кого-то дети с рождения просыпаются с улыбкой, а некоторые постоянно живут со сниженным эмоциональным фоном. Вторых часто называют «плаксами» и «царевной несмеяной», а во взрослом возрасте могут лезть с участливым: «У тебя что-то случилось? А что ты такой грустный?»

Чем помочь?

- Важно не винить себя, что не можете создать постоянный позитивный фон ребенку. Если не знать про особенности темперамента, то попытки развеселить того, кто от природы более склонен к пессимистическим реакциям, могут сильно выматывать. Если вы постоянно проваливаетесь в вину, то в сложной ситуации попробуйте признать свои чувства: “Мне сложно, когда ребенок постоянно ноет. Ему тоже сложно. Вместе мы справимся”.

- Если вам сложно сохранять спокойствие, когда малышу все не то и все не так, представьте себя большой и устойчивой мамой-слоном или ленивой мамой- тигрицей, которая снисходительно наблюдает за шалостями малышей.

- Ребенку с таким темпераментом тоже непросто, поэтому ваша задача помочь ему научиться формировать и поддерживать позитивные эмоции.

a) Наблюдайте за сменой эмоций ребенка и называйте, что с ним происходит, как оно ощущается в теле и на что похоже.

“Похоже, ты сейчас, злишься и внутри как будто все горит”
“Кажется, тебе грустно и хочется плакать”
“Сейчас ты радуешься и готов прыгать на месте”

Чрезвычайно важно замечать и называть не только негативные эмоции, но и позитивные: радость, восхищение, воодушевление, интерес.

Кстати, называть, что происходит, можно даже трехмесячному младенцу. Например, когда ребенок плачет: “Ой, похоже ты очень расстроился и хочешь, чтобы я тебя обняла”.

b) Показывайте ребенку свои эмоции и то, как с ними справляться. Родителю важно разрешить себе испытывать всю гамму чувств, в том числе негативную. Стараясь сдерживать эмоции, легко сорваться, когда их накопится слишком много. При этом демонстрировать и позитивные эмоции тоже.

c) В дошкольном возрасте ребенок уже может описывать свои чувства. Ему можно помочь развить эмоциональный интеллект, если предлагать, к примеру, рассказать, как чувствуют себя герои сказок или мультиков в разных ситуациях, что они испытывают и как справляются.

d) Покажите ребенку, как можно безопасно проявлять свои негативные чувства. Во-первых, говорить о них и о том, что их вызвало. Например, “Я сейчас расстроен, потому что...” Во-вторых, называть свои потребности “Я хочу посмотреть мультики” (вам не обязательно с этим соглашаться и предоставлять; задача научиться ребенка называть словами, что он хочет). И, наконец, переключать внимание, чтобы не зависать в негативных эмоциях.

e) А еще на свои чувства можно влиять. Покажите ему способы улучшения настроения. Например, включить веселую песенку, посмотреть любимые фото, красиво накрыть на стол. А еще можно придумывать разные интересные игры даже для скучных дел.

*

2. Порог реактивности (реагирования)

Порог реактивности – это необходимая сила внешнего воздействия, чтобы вызвать реакцию.

У всех разный порог чувствительности. Так, одни дети спокойно переносят жару и холод, им не мешают громкие звуки или яркий свет. А кто-то, наоборот, ощущает сильнейший дискомфорт даже от слабых стимулов. Например, еле уловимого запаха или тихого фонового шума. То, что совсем не мешает одному, может быть чрезвычайно дискомфотрным для других.

Чем помочь?

- Обучить ребенка заботиться о себе. Например, если он заметил, что ему холодно - одеться. Если неудобно - сменить позу.

- Одновременно нужно помочь ребенку сформировать определенную устойчивость к дискомфорту, однако делать это постепенно - как при закаливании.

3. Реакция на новое

По-другому это называется “принятие” или реакция “приближение и удаление”.

У детей новые стимулы - незнакомые люди, предметы, места, обстоятельства - могут вызывать разную реакцию. Некоторые испытывают интерес и желание скорее изучить новое, приблизиться. Другие, наоборот, хотят отстраниться, чтобы осмотреться и привыкнуть. Это видно, когда, например, мама приводит малыша на новую детскую площадку.

Чем помочь?

- В новых ситуациях дайте ребенку время освоиться, не заставляйте сразу идти играть, знакомиться. Если необходимо, то пройдитесь вместе за руку.

- Проигрывайте неизвестные ситуации на наручных или мягких игрушках, подсказывая, как вести себя в затруднительных моментах. Например, мишка приходит в гости никого не знает: “Смотри, мишка растерялся. Давай поможем ему. Когда ты пришел в гости, что обычно все сначала говорят?”

- Не сравнивайте малыша с другими, а сравнивайте его новые достижения с его прошлыми результатами. Если давить на ребенка тес, что Маша и Ваня уже давно освоились и играют, это, скорее, огорчит ребенка с низким уровнем принятия, чем стимулирует.

4. Адаптивность

Адаптивность – приспособляемость ребенка к изменению окружающих условий. Адаптивность может быть быстрой и медленной.

Как быстро ребенок привыкает к новому? Допустим, ребенок идет в детский сад впервые. Бывает, что первая реакция - удаление, нужно время, чтобы осмотреться, зато привыкание происходит быстро. Это высокая адаптивность. А при низкой адаптивности сложно привыкнуть к новому. Моя бабушка говорила, что таких "нельзя кантовать", то есть дергать, пытаться ускорить.

Чем помочь?

- Детям с низкой адаптивностью лучше реже менять привычный распорядок дня, еду, одежду и обстановку.

- Помогите ребенку с адаптицией - предлагайте ему делать или брать с собой что-то знакомое и привычное. Это будет для него своеобразным якорем.

5. Интенсивность реакции

Интенсивность реакций – сила, с которой ребенок выражает свои эмоции (как положительные, так и отрицательные).

Она же - "бурность". Есть люди, которые очень ярко и громко радуются и горюют, а есть тихие и спокойные. Первым обычно немного сложнее с контролем, так как приходится сдерживать выплескивающуюся энергию.

Чем помочь?

- Если с яркими положительными реакциями часто нет сложностей, то с негативными эмоциями важно научить ребенка справляться. Для начала через свой пример показать, как называть эмоции: “Я сейчас ужасно злюсь. Мне хочется кричать и топать ногами”.

- Показать приемы, чтобы снизить их интенсивность. Например, физическая активность. Можно попрыгать на месте как зайчик. Можно потрясти руками (или всем телом), как будто собака стряхивает воду.

- Научите ребенка дыхательным упражнениям. Чтобы успокоиться, выдох должен быть длиннее вдоха: “Представь, что у тебя в руках одуванчик. Глубоко вдохни и сдуй все -все пушинки”.

- Еще один важный способ- переключить внимание. Покажите ребенку, как это делать. Например, найти все зеленые предметы в комнате. Или посчитай столько всего ножек у столов и стульев в комнате.

6. Уровень активности

Активность – объем различных осуществляемых действий и движений в единицу времени.

Некоторые дети более активны, чем другие. Кто-то сидит в уголке и тихонько рисует, а кто-то бегает, висит на шторах, ползает на пузе и не останавливается ни на минуту. Первых нежелательно слишком сильно тормошить, а вторым хорошо бы организовать достаточно активности, чтобы они могли куда-то выплескивать все, что бурлит внутри.

Чем помочь?

- Организуйте для ребенка активность, которая соответствует его уровню. Для кого-то это неспешные прогулки, а для кого-то лазанье по деревьям или бег наперегонки.

- Если ваш уровень активности ниже, чем у ребенка, то поищите, где именно он может тратить энергию. Например, в спортивных секциях. Если же наоборот, то старайтесь не таскать ребенка везде с собой, так как для них высокий темп жизни может быть очень утомителен.

7. Отвлекаемость

Отвлекаемость – время, которое нужно ребенку для того, чтобы отвлечься, переключиться с одного действия на другое.

Низкая отвлекаемость очень ценится в начальной школе. Ведь основное требование там - сидеть смирно и не вертеться. При высокой отвлекаемости внимание труднее удерживать, сложно заниматься одним делом. Однако усидчивость можно наработать.

Чем помочь?

- Организуйте ребенку регулярные перерывы в занятиях. Чередуйте физическую и умственную активность.

- Обучайте ребенка навыку переключения внимания.

8. Настойчивость

Настойчивость – время, в течение которого ребенок может непрерывно осуществлять определенный вид деятельност

Другими словами, длительность внимания или способность продолжать деятельность, несмотря на трудности в ее осуществлении. Как долго вы можете что-то делать, выдерживать отсутствие результат и все равно двигаться в выбранном направлении.

Чем помочь?

- Помогите ребенку сформулировать цели. Гораздо легче двигать вперед, когда понимаешь, куда идешь.

- Покажите, как делать регулярные маленькие шаги в выбранном направлении. Обсудите, как привычки влияют на жизнь человека и к каким результатам ведут.

9. Ритмичность

Регулярность – это последовательное и устойчивое чередований периодов сна и бодрствования, опорожнения кишечника, кормления и др. То есть регулярное или нерегулярное поведение.

Одни дети спят по часам, ложатся практически всегда в одно время, спят хорошо, едят достаточно. Однако у малоритмичных детей непонятно, когда их укладывать или кормить. То они спят каждые 2 часа, то и через 5 часов невозможно угомонить.

Чем помочь?

- Для малоритмичных детей важно установить гибкий режим. Если присмотреться, то вы заметите временной коридор, когда ребенок показывает, например, признаки усталости или голода.

- Обучите ребенка навыкам осознанности, чтобы он мог замечать голод, усталость или, наоборот, подъем энергии.

***

Помните, что основная задача родителя - помочь ребенку познакомиться со своими особенностями и адаптироваться к ним, а не винить себя.

Вы ничего не сломали!

p.s. Кстати, себя принимать и адатировать, зная эти особенности, тоже легче.

Автор: Татьяна Прокофьева