Тут мы, конечно, делаем оговорку: то, чем он занят, безопасно, не выходит за рамки правил и допустимого в данной ситуации поведения, не ведет к катастрофе.

Ну то есть, если дитя сидит и уже час катает одну и ту же машинку по старой папиной футболке, вытащенной из корзины для грязного белья, то не надо ему предлагать более осмысленные, полезные, развивающие или попросту менее странные занятия. Мать, пусть катает, сядь попей кофе, полежи с книжкой, накрась ногти или просто поковыряй в носу.

Занят – отлично.

Ребенок разобрал пирамидку и полчаса с упорством просто крутит колечки на пальцах. Боже мой, он же ничем не занят! Срочно бросаемся к ребенку, показываем ему, в чем сакральный смысл пирамидки и священный долг играющего (собрать на палочку колечки от большого до маленького), радуемся, что вот теперь игра пошла в полезное русло… ан нет, не пошла, интерес утрачен, мама, иди сюда, мама, хочу то, хочу се, ну вот, оставалось только суп заправить, а теперь дитя на ноге повисло, а ведь сидел бы и играл бы.

Серьезно??

Что интересно, у взрослых есть представление о том, что такое «надо», но также есть и «что хочу, то и делаю». Ну то есть, если ко взрослому человеку в его законный выходной кто-то подойдет со словами «чай пьешь? Ага, молодец, только во-первых, чай не пьют из кофейных чашек, а во-вторых, вот тебе ракетка, иди поиграй в бадминтон, погода хорошая», то он как минимум будет послан в вежливой форме. Как минимум.

Но с детьми типа можно. Взрослые типа лучше знают.

А ребенку плевать, что по железной дороге должен ездить паровоз, и в этом смысл игры. Он хочет сесть в углу на пол и битый час стрелять по невидимым мишеням из изогнутой части этой самой железной дороги.

Пусть стреляет. Ему надо.

Дочь недавно нашла мои носки. За то время, пока она самым бездарным образом губила драгоценное время, которое можно было бы посвятить развивающим занятиям, пока она надевала носки на свои ноги, руки, делала из них шарфик и просто мусолила, я успела вымыть и уложить свои волосы, сделать макияж, помыть посуду и попить чаю. Cделала ребенку спокойную и довольную маму.

У нас соседка жалуется, что ребенок безынициативный. Я смотрю, как они гуляют: «Иди покатайся с горки! Идем на качели! А вот давай мяч побросаем! А вот идем порисуем мелом! А что ты стоишь без дела, давай, хватай самокат!»

Откуда у него инициатива возьмется, если его со стороны постоянно переключают, если он даже не успевает сообразить, нравится ему занятие или нет?

Так вот: играет – не трогай.

А если просто лежит и ногой болтает – тоже. Пусть полежит. Конечно, страшно и ужасно, что он целых полчаса не будет пускать пузыри, делать логопедические упражнения, рисовать, учить буквы или осваивать разнообразные ролевые модели поведения в рамках игры с куклами и зверюшками, но… Но пусть учится сам искать себе занятие, это потом в будущем сильно пригодится.

Вот посмотри на ребенка, который занят якобы какой-то бессмысленной ерундой, прикинь, не опасна ли она, и лови момент – занимайся, чем хочешь, пока твоего внимания не требуют. А уж потом и на полезное можно переключаться. И лучше, когда к этому готовы все участники процесса.

Не я придумала. Но работает «на ура».

Дарья Ивановская

Путем проб и ошибок ребенок приобретает знание того, как функционируют те или иные предметы. Игры, связанные с открытиями и экспериментами, помогают ответить на вопросы:
«Что это такое?» и «Как это действует?».

Детям необходимо исследовать. И чем сложнее попадаются задачи, тем увлеченнее они приступают к их решению, иногда при помощи подручных средств и в ущерб семейному бюджету.

Стоит ли реагировать на подобную «выходку» криком и наказанием?

Времена дефицита остались в далеком прошлом. Прилавки завалены разнообразными, качественными и вполне доступными по цене товарами. Фломастеры, цветная бумага, краски, яркий и мягкий пластилин, детские носочки и колготки, жевательная резинка — это мелочи, которые никому не приходит в голову как-то особенно беречь. Потерялось или пришло в негодность — купим новое.

Сегодня практически любой родитель может ежедневно покупать по пачке фломастеров. Нельзя искусственно требовать от ребенка ценить вещи, которые мы сами ценными вовсе не считаtv. Дети чувствуют фальшь очень тонко.

Если вы хотите научить ребенка быть экономным и бережливым (конечно, в разумных пределах), то лучше начать с себя. Измените свой подход к вопросу закупки канцелярских товаров.

К примеру, вы можете выдать малышу не целый лист цветной бумаги формата А4, а заранее отрезанную половину. И вам экономия, и ребенку удобнее вырезать фигурки.

Малыш подрос и норовит превратить стены в художественные полотна? Выделите для рисования специальный кусочек стены, закрепив на нем ватман.

Ребенок в творческом порыве смешивает весь пластилин в один большой серый комок, втыкает в него макаронины, прилепливает бусины... На ваш взгляд, такое использование материала нерационально? Разделите пластилин на части и выдавайте порционно, на один раз. Научитесь делать массу для лепки самостоятельно, это сэкономит ваши деньги, а малыш и не почувствует подмены.

В том случае, если игрушек много и под них не выделена отдельная комната, следите за тем, чтобы в игровой зоне соблюдался порядок. Определите для каждого вида игрушек свое место, занимайтесь уборкой вместе с малышом. В таком случае ребенок будет внимательнее относиться к вещам, быстрее их находить, ниже вероятность случайной поломки или порчи.

Словом, экспериментируйте и помните, что именно вы закладываете в ребенке навыки бережливости, аккуратности и ответственности.

Годовалый ребенок поражает взрослых неиссякаемым интересом ко всему окружающему. Покупая игрушки, отдавайте предпочтение развивающим материалам, соответствующим уровню развития малыша.

Не стоит покупать дорогих вещей, если ребенок в силу возраста не способен обращаться с ними аккуратно. Это неоправданная трата.

По мере взросления ребенка ему стоит объяснять простые правила эксплуатации вещей, которых вы придерживаетесь сами.

В большинстве случаев дети портят вещи не нарочно. Просто они увлекаются и забывают об осторожности. Когда юный художник что-то увлеченно рисует, он просто не способен думать о том, что нужно еще и закрывать фломастеры колпачками. Выход один — следить и тактично напоминать малышу о бережном отношении. Со временем он научится следить за собой самостоятельно.

Если подросшему ребенку покупается что-то дорогое, и он из-за несоответствующего отношения теряет это или ломает, то здесь также не стоит ни ругаться, ни бросаться покупать взамен что-то аналогичное.

Ребенку должна стать очевидна причинно-следственная цепочка: он испортил интересную вещь и теперь ее у него нет. То есть даже трехлетнего малыша учит сама жизнь.

Маленькие дети не имеют представления о том, что сколько стоит. Задача родителей: со временем познакомить их с понятиями дешевая/дорогая вещь, привить соответствующее отношение.

В магазине игрушек малыши часто выбирают самые дорогостоящие модели. Не спешите оттаскивать их от прилавков. Разрешите ребенку поделиться с вами своими восторгами и мечтами. Избежать требования купить ту или иную игрушку немедленно поможет простая фраза: «Да, я вижу, тебе очень нравится этот грузовик. Мне он тоже нравится! Но он о-о-о-о-очень дорогой». Большинство детей относится к такому объяснению с пониманием.

Подарив ребенку в дальнейшем желанную игрушку на какой-либо праздник, вы увидите — он будет относиться к ней со всей должной аккуратностью и чувством ответственности.

Более сложная ситуация: ребенок испортил какой-то предмет, ему не принадлежащий.

Наказывать в подобном случае нет необходимости. Но не стоит и скрывать своих переживаний. Если вам грустно — покажите это, выразите словами: «Мне так жаль, что моя любимая чашка разбилась». Ребенок увидит ваше огорчение, переживет его вместе с вами, почувствует ответственность за те вещи, которые ему не принадлежат, но ценны кому-то другому.

Многие родители постоянно напоминают растущему чаду: все, что у тебя есть, покупаем мы, а следовательно — вещи по-настоящему тебе не принадлежат. Это в корне неверный метод. Отсутствие личных границ и личной территории в период взросления может обернуться такими психологическими проблемами в будущем, по сравнению с которыми сломанные машинки и засохшие фломастеры — полная ерунда.

1. Сенсорное развитие:
• Цвет (4 основных: красный, жёлтый, синий, зелёный) 
• Размер (длинный-короткий, высокий – средний-низкий, большой-средний-маленький)
• Форма (круг, кольцо)
• Ощущения (мягкое-твердое, тонет-не тонет)

2. Развитие элементарных математических представлений:
• Понятия («такой же», «много-мало», «столько же», «поровну»)
• Развитие пространственной ориентации на плоскости (верхний/нижний правый/левый угол, центр)
• Счет до 5

3. Развитие речи:
• Пропевание таблицы Зайцева 
• Упражнения на дыхание
• Артикуляционная гимнастика
• Слухоречевое развитие (громко-тихо, различение звуков, развитие умения различать слова похожие по звучанию, развитие умения повторять ритмический рисунок)
• Звукоподражание (домашние животные и птицы)
• Развитие умения говорить предложениями

4. Развитие мелкой моторики:
• 2-пальцевый захват предметов
• Шнуровка
• Лабиринты
• Наматывание ниток на клубок
• Использование ложки и сита
• Насаживание предмета на палочку через узкое отверстие

5. Развитие навыков конструирования:
• Плоскостное (счётные палочки)
• Объёмное (башня из 2 кубиков, забор из кирпичей, будка из 3 деталей)

6. Развитие представлений об окружающем мире:
• Домашние птицы и животные (утка, курица, петух, свинья, баран)
• Дикие животные (белка, крокодил, «кто что ест»)
• Музыкальные инструменты (металлофон, барабан)
• Фрукты (яблоко)
• Свойства бумаги
• Воздух
• Времена года (зима, весна, лето, осень)

7. Физическое развитие и игры:
• Ходьба (кривые дороги, по бревну или доске, по горке, по кочкам)
• Бег (догонялки, с препятствиями)
• Игры с мячиком или мячами (бросаем, катаем, носим, ловим)
• Прыжки (через препятствия, резинки, классики)
• Лазанье (шведская стенка, диван, обруч, тоннель)
• Для ног (всякие массажные коврики, крупа, хождение на цыпочках и т.п.)
• Хороводы и танцы
• Висеть на кольцах, перекладинах
• Плаванье или игры в воде
• Прятки и жмурки
• Зарядка (в том числе со стишками)
• Велосипед

8. Развитие психических процессов: восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, память, внимание.

9. Развитие творческого потенциала: использование разнообразных традиционных и нетрадиционных техник рисования, аппликации, лепки.

Многие родители ждут не дождутся, когда же с ребенком можно будет осознанно общаться, а когда этот момент — примерно тогда, когда малышу исполняется три года, — наступает, даже не знают, как наладить контакт. О чем говорить с ребенком? Что с ним обсуждать?

Издание Romper составило список из 50 вопросов, которые можно задать ребенку на понятные ему темы. Представляем вам этот полезный перечень.

✅ О насущном

В три года дети ведут крайне активную жизнь, согласитесь? Прогулки, занятия, игры, новые знакомства и приключения, которые начинаются, едва малыш выходит за порог дома. Так что вы вполне можете поговорить о том, как прошел его день. Вот что можно спросить.

Чем ты сегодня занимался?
В саду было интересно?
Что тебе сегодня больше всего понравилось?
Ты был добр к своим друзьям?
Что ты ел? Тебе понравилось?

✅ О еде

Да, к слову о еде! Все трехлетки — те еще гурманы! К этому времени они определяются с тем, что они любят и в особенности с тем, что не любят. Самое время расспросить их о кулинарных предпочтениях.

Что ты больше всего любишь есть на завтрак? А на обед? А на ужин?
Какой твой любимый перекус? Какие вкусняшки любишь?
Ты больше любишь соленое или сладкое?
Что бы ты хотел попробовать приготовить вместе со мной?
Что из еды тебе больше всего не нравится?

✅ О звуках

Звукоподражание — один из важнейших элементов общения с ребенком. Вместе вы мяукаете, крякаете и мычите (не бойтесь, мы никому не расскажем), но ведь вокруг куча других звуков, несвязанных с животным миром. Почему бы не поговорить о них?

Как думаешь, какие звуки издает грузовик?
Какие звуки тебе нравятся?
Какие звуки тебя раздражают?
Какой звук ты умеешь изображать лучше всего?
Как храпит папа?

✅ О животных

Когда ребенок узнает о животных, он не только изучает, какие звуки они издают и как они выглядят, но также знакомится с аспектами родной культуры, ведь в детских книгах именно животные часто выступают главными героями, которые несут какую-либо идею и показывают, как устроен мир вокруг него. Так что животные — неисчерпаемая тема для разговора.

Какое у тебя любимое животное? Почему?
Где живут утки?
Как говорит поросенок?
Какие животные живут на ферме? А в лесу?
Каким животным ты хотел бы стать?

✅ О планах

Чтобы ребенок знал, что он полноценный член семьи, нужно наделять его обязанностями (разумеется, посильными), а также интересоваться его мнением на самые разные темы. Скажем, можно обсуждать с ним ваши ближайшие семейные планы.

Чем тебе хочется заняться на выходных?
Куда ты больше всего любишь ходить?
К кому ты хочешь сходить в гости?
Что ты наденешь, когда мы пойдем на прогулку?
Что мы возьмем с собой?

✅ О семье

Семья помогает ребенку наладить первые и самые крепкие контакты с людьми. Обязательно обсуждайте с малышом тему семьи и отвечайте на его вопросы, а также задавайте свои.

Как зовут членов твоей семьи?
Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
У тебя есть сестра или брат?
Чем можно заниматься с семьей?
Кто у тебя есть, помимо мамы и папы?

✅ О чувствах

Три года — время взрывных чувств, когда разгон от полного счастья до приступа гнева составляет каких-то пару секунд. Сейчас очень важно говорить с ребенком о чувствах и помогать ему их проживать.

Что делает тебя счастливым и веселым? Отчего тебе бывает грустно?
Что кажется тебе страшным? Почему оно тебя пугает?
Что сегодня было смешного?
Из-за чего ты можешь стесняться?
Что ты больше всего любишь делать?

✅ О занятиях

Трехлетка постоянно что-то делает, придумывает и воплощает в жизнь. Понаблюдайте за ребенком и спросите его о том, чем он занимается.

Что бы ты хотел поделать сегодня?
Какие поделки ты любишь мастерить больше всего?
Чем тебе больше всего нравится заниматься в саду/клубе?
Тебе больше нравится рисовать или петь?
В какие игры можно поиграть на площадке?

✅ Об окружающем мире

Дети часто начинают нести беспорядочную чепуху, когда вы куда-то идете, или задавать тьму вопросов, когда вы дичайше опаздываете. Возьмите инициативу в свои руки и сами начните спрашивать — это немного отвлечет ребенка, а вы узнаете много нового.

Что ты видишь вокруг?
Как думаешь, сегодня будет дождь?
Тебе не кажется, что это облако похоже на тебя?
Какого цвета эти птички? Как они поют?
Сегодня много народу на улице или не очень, как считаешь?

✅ О друзьях

Скорее всего, у вашего ребенка уже появились первые друзья из числа одногруппников в саду или товарищей по площадке и развивашкам. Поговорите с ним о них.

Кто твой самый лучший друг?
А ты хороший друг?
Тебе нравится играть с друзьями по очереди и не ругаться?
Что друзья должны делать друг для друга?
Что тебе больше всего нравится делать с друзьями?

P.S. Конечно, это лишь приблизительный список вопросов, которые вы можете менять и трансформировать по вашей ситуации, ощущениям и вкусу. Этим списком мы всего лишь хотели показать, что тем, которые можно обсудить даже с маленьким ребенком, не так уж мало.

Зима – волшебное время. Не прячьтесь от мороза! Одевайтесь потеплее и бегите на улицу! Даже зимой можно придумать множество интересных подвижных игр. Это так важно для наших детей. Ведь все знают, чтобы не замерзнуть, нужно побольше двигаться.

Игра №1. 
Вы наверняка любите спорт. Даже если это не так, то точно знаете, что такое баскетбол. Обычно в эту игру играют либо в помещении, либо на улице на специально оборудованной площадке, но в теплое время года. А мы будем играть зимой! Правда, это не совсем тот баскетбол, который вы знаете, но смысл игры тот же – попасть мячом в корзину. Для зимнего варианта нам понадобится ведро или старая корзинка без ручки, подойдет даже «ватрушка», на которой вы только что скатились с горы. Играть можно в команде, а можно по одному, когда каждый сам за себя. Лепим снежки и стараемся попасть нашим снежным мячиком в корзинку. Выигрывает тот, кто попадет большее количество раз.

Игра №2. 
Во дворе, в лесу и даже у кого‑то на даче можно устроить снежные баталии. Игра командная: семья против семьи, дети против родителей и т.д., как вам больше нравится. Подготовьте заранее импровизированные флаги для вашей команды. Флага нет – не беда, возьмите большую палку и повяжите на нее шарф или ленту. Теперь нужен штаб. Пусть это будет снеговик и в руках у него будет ваш флаг. Задача каждой команды – добыть флаг своих соперников. Защищаться нужно снежками. Можно поставить условие: в кого попали снежком, тот выбывает из игры, например, на 2-5 минут. На дольше не нужно, чтобы никто не замерз.

Игра №3 называется «Морозильник и плавильник». 
Это вариант летних догонялок. Выбирается один человек – «морозильник». До кого он дотронется, тот «заморозится», то есть должен замереть на месте. А «плавильник» наоборот должен всех разморозить. В процессе игры можно меняться ролями. Очень подвижно и интересно.

Игра №4 «Поиск сокровищ». 
Очень весело играть в нее, когда много снега, а еще лучше в лесу. Заранее приготовьте «сокровища» — пусть это будут маленькие недорогие сувенирчики, желательно такие, которые не боятся снега и влаги. Конфеты лучше не брать или завернуть каждую в пакетик. Разбросайте в снег (только не утаптывайте) ваши «сокровища», засекайте время и давайте команду поиска. Кто больше наберет, тот молодец. Играть можно в команде или по одному.

Игра №5 «Зимний футбол». 
Вы еще не пробовали играть в футбол на снегу и в валенках? Тогда скорее попробуйте! Вот уж где не замерзнете, даже в самый сильный мороз. А впечатлений останется на весь последующий год! Проверено!

Вот лишь некоторые из зимних подвижных игр на свежем воздухе, в которые вы можете поиграть со своими детьми.

Почему так важно начинать читать ребенку вслух с самого раннего возраста, что заинтересует малыша в разные периоды его взросления, когда в чтении можно сделать паузу и для чего нужна сказкотерапия, список книг для детей от 0 до 4 лет.

Чтение художественной литературы является для ребенка не только развлечением, но и дверью в большой незнакомый мир, наполненный знаниями, мудростью и интересными открытиями. Вот лишь несколько причин, по которым надо читать детям с самого раннего возраста:

  • чтение способствует формированию образного мышления;
  • чтение развивает фантазию и воображение, творческие способности;
  • чтение обогащает словарный запас и тренирует память, учит ребенка грамотно формулировать свои мысли;
  • чтение формирует бережное отношение к природе и животным;
  • чтение знакомит с понятиями добра и зла, благородства и подлости. Книги помогают родителям решать задачи по воспитанию в детях способности сопереживать, делиться и помогать другим людям;
  • чтение развивает познавательный интерес и расширяет кругозор. Из книг ребенок узнает об окружающем мире, новых странах, технике, природе, животных.

Литературные произведения несут в себе мудрость, накопленную многими поколениями людей. Каждый положительный и отрицательный персонаж одинаково важен для формирования у ребенка способности анализировать поступки героев и делать выводы. Поэтому необходимо не только читать малышу, но и обсуждать вместе только что прослушанную им историю, внимательно рассматривать иллюстрации и обложку книги.

0 – 6 месяцев — это время, когда у ребенка формируется и укрепляется тесная привязанность к маме.

  • Кроха пока еще не способен реагировать на книги, но для него очень важно слышать голос самого близкого человека на свете, учиться различать его эмоциональную окраску в зависимости от ситуации или выражения маминого лица.
  • Книги пока не являются важной частью воспитательного процесса, но подготавливают малыша к ежедневному ритуалу чтения перед сном или в процессе игры.
  • Чтение вслух укрепляет психоэмоциональную связь мамы с ребенком, позволяя им ежедневно проводить несколько минут наедине друг с другом, отвлекшись от привычной суеты.
  • В этот период маме важно научиться своей интонацией и мимикой придавать эмоциональную окраску тому, что она читает, чтобы заинтересовать ребенка и научить его различать эмоции окружающих людей.
  • С 4 месяцев у ребенка начинают активно развиваться артикуляционные навыки и слуховое внимание. Теперь чтение не только укрепляет эмоциональную связь с мамой, но и способствует формированию важных умений.

6 – 12 месяцев

В этот период наступает важный этап развития мелкой моторики, о чем мы подробно рассказываем здесь.

  • Малышу обязательно понравятся шуршащие, пищащие, гремящие книжки с яркими большими картинками, которые в первую очередь можно попробовать на вкус и потрогать. Чем больше внимания вы уделите развитию мелкой моторики в этом возрасте, тем быстрее и лучше ребенок заговорит. Сейчас идеально подойдут стихи и потешки с элементами пальчиковой гимнастики, например такие знакомые всем с детства, как «Сорока-ворона кашу варила...».
  • Очень важно «включать» ребенка в процесс чтения, чтобы он был не пассивным наблюдателем, а активным его участником. Можно попросить малыша изобразить кого-то или что-то на картинке, например как Зайка испугался Волка, показать руками, какой большой мяч уронила в речку девочка Таня. Чем сильнее ребенок будет вовлечен в процесс чтения, тем быстрее он научится взаимодействовать со взрослыми, распознавать мамины эмоции и делиться своими.
  • Также этот период ознаменован повышением двигательной активности ребенка. Малыш начинает ползать, садиться самостоятельно и, возможно, даже ходить. В это время маленького исследователя очень трудно удержать на месте дольше нескольких секунд, поэтому длительное и вдумчивое чтение лучше оставить на потом.
  • Сейчас лучшими друзьями малыша станут книги с толстыми картонными страницами, которые невозможно порвать или съесть, а также безопасные тряпичные книжки с игровыми элементами.

1 – 2 года

Сейчас у детей развивается наглядно-образное мышление: ребенок начинает понимать связь между текстом и картинками.

1. Начинать формирование наглядно-образного мышления можно с самых простых книжек с изображениями животных и минимумом текста. Вот пример построения процесса чтения для самых маленьких: «Кто это на картинке? Это корова. Корова говорит „мууу“. Корова любит есть травку. А еще корова дает молоко».

2. Ближе к 1,5 годам содержание книжек должно усложняться. Можно начинать знакомить малыша с русскими народными сказками, содержащими много повторов: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди» и др., — так ребенок лучше усвоит новую информацию, а также легче запомнит содержание сказки.

3. Очень важно, выбирая книги для самых маленьких читателей, обращать внимание на иллюстрации. Они должны быть:

3.1. яркими, чтобы привлечь внимание ребенка;

3.2. крупными, чтобы заинтересовать;

3.3. понятными (реалистичными), чтобы дать малышу представление об окружающем его мире.

Если вы будете читать ребенку часто и с выражением, то скоро заметите, что он и сам с удовольствием перебирает книжки руками, разглядывает картинки и даже что-то говорит, бегая глазами по страницам с текстом, как будто читает, — так малыш пытается копировать вас. Дети в этом возрасте любят повторять то, что видят вокруг себя. Поэтому, если вы будете часто читать ребенку вслух, это поможет сформировать у него любовь и привычку к чтению, которые сохранятся надолго.

2 – 3 года

В этом возрасте дети начинают хорошо говорить и задавать много вопросов.

  • Чтение книги теперь может прерываться бесконечными «почему?», и это очень хорошо, ведь так ребенок познает мир. Это время как нельзя лучше подойдет для сказок Корнея Чуковского, ярко иллюстрированных произведений Владимира Сутеева, стихов Сергея Михалкова, Самуила Маршака и Бориса Заходера.
  • Ребенок уже может сосредоточиться на одном деле в течение 15 минут, а значит, пришло время для коротких русских народных сказок. В возрасте 2 лет развивается мышление и происходит процесс формирования активного словаря, которым малыш уже начинает пользоваться. Чтение вслух теперь становится одним из важнейших инструментов интеллектуального развития ребенка.
  • В этом возрасте уже появляется и закрепляется привычка к чтению, которая в дальнейшем может перерасти в серьезное увлечение книгами.

3 – 4 года

Начиная с трехлетнего возраста дети уже способны концентрироваться на одном занятии до получаса. Значит, самое время переходить к более серьезным литературным произведениям. Можно читать вслух сказки Андерсена, Шарля Перро, братьев Гримм.

  • Теперь у ребенка в голове уже существует четкая связь между текстом и иллюстрациями, он способен подолгу разглядывать картинки в книгах, параллельно слушая, как мама читает вслух.
  • В это время надо пробовать обсуждать с ребенком прочитанное, вместе рассматривать иллюстрации, обращая внимание на мельчайшие детали. Это поможет развить внимательность и усидчивость у малыша, что очень пригодится в дальнейшем процессе обучения.
  • Кроме эстетического наслаждения, иллюстрации важны также и тем, что они способствуют развитию фантазии у маленьких читателей. Разглядывая яркие картинки, можно попробовать придумать вместе с ребенком продолжение только что прочитанной истории или даже свою, совершенно новую сказку.
  • Также можно предложить малышу нарисовать иллюстрации к прочитанной книге. Это поможет развитию его творческих талантов.

В 3 года ребенок уже знакомится с такими понятиями, как график и дисциплина, поэтому важно сделать чтение вслух регулярным занятием. Нужно выбрать удобное для всех время, к примеру перед сном, когда мама будет читать вслух, и стараться не нарушать этот ритуал.

С какими трудностями можно столкнуться

1) Малыш просит читать одну и ту же книгу.

Полюбив одну книгу, ребенок может просить почитать ее снова и снова. Таким образом дети учат новые слова, знакомятся с ритмичностью и музыкальностью языка. Каждый раз малыш понимает сказку или историю лучше.

Тут важно проявить терпение и читать книжку, полюбившуюся вашему сыночку или дочке, снова и снова, чтобы не вызвать у ребенка отторжение к чтению. Спустя какое-то время можно ненавязчиво предлагать другие книги, стараясь заинтересовать его красочными картинками или необычным сюжетом. Когда-нибудь малыш согласится попробовать что-то новое.

2) Ребенок отказывается от чтения.

Иногда ребенок может отказываться слушать, как мама читает вслух. Это совсем не значит, что ваш малыш никогда не будет любить книги, просто, возможно, у него сейчас такой период, что ему захотелось немного покапризничать, или же он решил узнать, какой будет реакция мамы на его отказ. В такой ситуации нужно запастись терпением. Если ребенок активно возражает, лучше не настаивать, сделать паузу, переключиться на другие занятия и попробовать возобновить чтение через несколько дней, когда малыш будет спокоен и в хорошем настроении.

3) Ребенок задает вопрос «почему?» каждую минуту.

С 2 – 3 лет ребенок входит в возраст «почемучки». В этот период речь уже достаточно сформирована для того, чтобы задавать бесчисленные вопросы, а терпение пока еще не настолько хорошее, чтобы дождаться конца главы или хотя бы страницы. Будьте готовы к тому, что чтение будет бесконечно прерываться разнообразными вопросами, не обязательно связанными с текстом. Реагировать на это нужно спокойно, чтобы не отбить у ребенка любовь к книгам.

Очень важно не отказываться от привычки читать малышу вслух при первых возникших трудностях.

 

"Ты зачем толкнул Петю? Извинись сейчас же".
"Почему ты отобрал у Маши совочек? Ну-ка проси прощения".
"Пока не извинишься, можешь ко мне не подходить".

Сколько раз мы слышим эти фразы вокруг и произносим их сами своим детям. Ведь почему-то считается, что только после обязательного, незамедлительного извинения за совершенный поступок можно подвести черту и снять с ребенка вину за содеянное.

Но так ли это на самом деле?

Исследования Готтмановского Института среди пар показали, что если взрослого человека "заставить" извиниться под внешним давлением, когда он не готов к этому сам, то разрешения конфликта не наступает. Напротив, это приводит к более глубокому взаимному недовольству у партнеров в паре, что в последствии может только ухудшить отношения.

🔹 Среди детей таких исследований не проводилось, но вот что отвечали дети 4-8 лет в ходе опроса*:

– "Зачем взрослые заставляют нас извиняться, когда мы не чувствуем себя виноватыми? Ведь это вранье, а врать плохо."

– "Когда родители заставляют брата извиниться передо мной, я чувствую, что выиграл в нашей ссоре. Это здорово, но совсем не означает, что я готов с ним заново подружиться."

– "Когда я злой, а меня заставляют извиняться, я злюсь еще больше";

– "Когда мою подружку заставляют извиняться, то потом, когда никто не смотрит, она делает мне еще хуже и больнее."

– "Вообще-то я люблю своего брата и позже, когда успокаиваюсь, готов попросить прощения за свои обидные слова. Но меня почему-то заставляют извиняться, когда я еще злюсь".

Получается, что все эти "проси прощения сейчас же" по факту работают наоборот. И это в принципе легко объяснимо с точки зрения психологии. Уже к двум годам дети могут проявлять эмпатию. Они могут погладить и согреть котенка, пожалеть маму, у которой болит голова, поделиться конфеткой с братом. Но ключевое слово здесь "могут", а не "должны", причем могут далеко не всегда, и уж точно не в той ситуации, когда злятся или расстроены. Ведь даже мы, взрослые, не всегда действуем разумно и обоснованно в состоянии стресса. Поэтому требовать извинений в ходе конфликта или ссоры – попросту бессмысленно.

🔹 Как же тогда урегулировать ситуацию? И как помочь ребенку осмысленно извиниться?
Вот лишь несколько идей:

1. Предотвратить легче, чем исправить

Чем свободнее дети в выражении своих чувств и эмоций по отношению друг к другу, чем четче они понимают, что отношения ко всем в семье или классе равны, что нет любимчиков и вечно виноватых, чем спокойнее значимые взрослые реагируют на конфликты и чем больше помогают детям узнавать и признавать свои чувства и эмоции, тем быстрее дети учатся проживать их самостоятельно, а затем постепенно понимают, каким образом контролировать слова и действия, которые различные эмоции запускают.

2. Эмоцию надо прожить

Если ребенок еще злится и прокричит или выдавит из себя "прости", то никому от такого извинения легче не будет. Необходимо какое-то время, чтобы злость или обида отпустила (причем не всегда только у ребенка, но и у родителя тоже). "Когда мы извиняемся искренне, то и нам и тому человеку, которому мы приносим свои извинения, становится легче. У нас не остается злости и обиды, и мы готовы продолжать играть вместе. Я не прошу тебя врать. Если тебе нужно время, я буду готова разговаривать, когда ты остынешь."

3. Когда он готов, помочь ребенку протянуть руку первым

"Твой брат тебя очень любит и берет с тебя пример. Когда ты сломал его пирамидку, ему было очень неприятно. Как думаешь, как мы можем помочь ему чувствовать себя лучше?". Таким образом вы не заставляете ребенка напрямую извиняться, но подталкиваете его в этом направлении. Не всегда извинения заключаются в словах. Вы вместе можете обсудить различные варианты взаимодействия с обиженным братом. И вполне вероятно, что вариант "попросить прощения" будет одним из первых.

4. Помнить, что иногда ребенок не будет готов достаточно долго

"Я вижу, что ты по-прежнему злишься на сестру и не готов помириться с ней... и еще я вижу, что несмотря на то, что вы деретесь и злитесь друг на друга, вы друг друга любите, и если ты придумаешь, каким образом можно исправить ситуацию, то вам обоим станет легче. Я не могу помочь тебе с эмоциями сейчас, но всегда буду рада поговорить, когда ты будешь готов. Я верю, что мы что-нибудь придумаем."

Если значимый взрослый признает чувства и эмоции, значит они имеют право на существование и проживание даже в течение долгого времени. И еще он знает, что взрослый готов помочь ему выбраться из этого эмоционального тупика злости и обиды, чтобы изменить ситуацию.

Ну и самое главное, по-моему:

5. Быть примером

Дети учатся глядя на нас. Если после конфликта с ребенком, после того как мы накричали или еще каким-то образом оскорбили и обидели его, мы показываем, что готовы признавать свои ошибки, проживать эмоции, просить прощения за слова и действия и налаживать отношения, то и ребенку в какой-то момент будет легче сказать заветную фразу "Извини меня, пожалуйста" абсолютно искренне.

*из книги Laura Markham "Peaceful Parent, Happy Siblings"

Практически все родители в поисках занятий для ребенка чаще всего отдают предпочтение развивающим играм. И не зря, ведь занятия в форме игры помогают деткам осваивать такие умения и навыки, как концентрация внимания, самоконтроль и развитие мышления.

Особое внимание все же стоит обратить на пазлы и составные картинки, в процессе игры с которыми ребенок должен решить некую головоломку – собрать целостное изображение из отдельных частей.

Чем полезны занятия с пазлами?

Во время занятий по сбору картинки из частей малыш учится понимать связь между отдельными частичками и целым. Также эта универсальная игра способствует тренировке внимания и памяти.

Не меньшую роль пазлы играют в развитии мелкой моторики рук. У деток младшего возраста такой навык развит слабо, а во время выкладывания деталей малышу приходится выполнять максимум действий, которые благотворно влияют на его развитие:

  • выбор глазами подходящей детальки;
  • удерживание небольших частичек в руках;
  • выкладывание деталей на соответствующее место.

Для взрослого человека выполнение всех перечисленных действий не представляет абсолютно никаких трудностей. А вот для малыша дошкольного возраста очень часто все эти манипуляции вызывают определенные затруднения. Но в процессе игры детки намного быстрее справляются с поставленными задачами.

В процессе выкладывания картинки у детей вырабатывается свободная ориентация в пространстве. В дальнейшем это умение помогает быстрее освоить навыки письма.

Игра по составлению картинки очень полезна для формирования и развития логического мышления. Ведь для того, чтобы правильно составить целостную картинку, стоит сопоставить множество данных:

  • форму элемента;
  • размер детальки;
  • цветовую гамму части картины;
  • общую картину.

Во время собирания пазла ребенок учится разрабатывать стратегию действий. Помимо перечисленного, стоит отметить, что во время подобной игры развивается фантазия и воображение. Полезны занятия с пазлами и для развития памяти. В игровом процессе, требующем внимания и сосредоточенности, малыш учится усидчивости и терпению.

Как подобрать пазлы для ребенка

Наборы пазлов стоит выбирать в зависимости от возраста малыша и его характера:

  1. Пазлы для самых маленьких. Первые пазлы можно предложить уже годовалому ребенку. Они отличаются простотой сюжетной картинки и достаточно большим размером составных деталей. Первые пазлы могут состоять всего из 2-4 частей, иметь крепления в виде рамки и подсказки, прорисованные на основе.

Лучше всего ребенку будет начинать учиться складывать пазлы на самых простых примерах, чтобы понять сам принцип этой игры. Первые разы стоит помочь малышу, направить его действия, чтобы он ощутил успех и в дальнейшем не боялся складывать более сложные картинки.

  1. Для дошколят. В трехлетнем возрасте малышам уже можно предлагать пазлы, которые будут состыковываться, иметь стандартные формы деталек. Но что касается рисунка, то предпочтительнее выбирать яркие и крупные картинки, не нагроможденные отдельными деталями. Начиная с самых простых вариантов, в возрасте 3-4 лет детки уже способны самостоятельно собрать пазл из 24 деталек. Если ребенок с легкостью справляется со сбором пазла из такого количества элементов, то ему можно предложить уже более сложные варианты, состоящие из 36 и более деталей. Но картинка все равно должна оставаться с простым и красочным сюжетом.
  2. Для школьников. Для детей младшего и среднего школьного возраста рекомендуется выбирать пазлы, ориентируясь на их увлечения. Так, например, девочкам можно предложить собрать картинки с принцессами, куклами, забавными зверушками. Мальчикам же интересно будет собирать картинки с изображением автомобилей, роботов, оружия. Для школьников количество деталей уже может достигать двухсот элементов, а для самых увлеченных ребят не проблемой будет сложить пазл даже из 500 деталек.

Для занятного времяпровождения можно предложить ребенку собрать пазл из его собственной фотографии либо семейного фото. Подобный пазл можно заранее сделать самостоятельно либо заказать его изготовление в фотосалоне.

Степень сложности и количество входящих элементов, необходимо подбирать не только в соответствии с возрастом ребенка, но и в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Пазлы - увлекательная развивающая игра для детей разных возрастов. С ее помощью ваш малыш не только разовьет многие умения и навыки, но и научится логически размышлять, выстраивать план действий. Вы непременно отметите, что ребенок станет более аккуратным, терпеливым и усидчивым.

Когда вы нигде не можете найти своего ребенка, кажется, что мир перевернулся с ног на голову. Руки и ноги дрожат, начинается паника. Это состояние естественно, но вместо того, чтобы поддаваться эмоциям и утрачивать самоконтроль, нужно успокоиться и организовать поиск малыша.

Как вести себя, если вы обнаружили пропажу

Прежде чем впадать в ступор, подумайте о том, куда мог уйти или спрятаться ваш маленький непоседа. Вполне вероятно, что он недалеко: загляните в ванную, на террасу, сарай, гараж, собачью будку, старый холодильник, задний двор, выгребную яму (если у вас свой дом) – во все труднодоступные места. Если находитесь рядом с бассейном или любым водоемом – осмотрите их прежде всего. Зовите ребенка по имени, можно даже кричать во весь голос!

Не беспокойтесь о том, что о вас подумают другие. На самом деле ваши крики позволят окружающим осознать, что потерялся ребенок, и, возможно, они смогут чем-то помочь. Отправляясь на расширенные поиски, найдите фото своего сына или дочери, можно из мобильного телефона. Вы сможете показать его другим, чтобы быстрее идентифицировать малыша.

Если вы не можете найти своего ребенка в течение нескольких минут, несмотря на все попытки и звонки знакомым и друзьям, не стесняйтесь обращаться в полицию. Позвоните и сообщите все подробности, покажите фотографию. Вызов не означает, что случилось худшее.

Во многих оживленных общественных местах, таких как пляжи, универмаги, аэропорты, можно обратиться в радиоузел и полицейский участок. Там помогут родителям и детям воссоединиться как можно быстрее. В зависимости от того, где находитесь, постарайтесь сразу найти сотрудника охраны (если вы в магазине или аэропорту), сотрудника полиции или аналогичного лица (возможно, спасателя на пляже).

Не уходите далеко от того места, где вы в последний раз видели ребенка. И следите за объявлениями: возможно, ваш отпрыск уже нашелся и ищет вас.

Следуйте своим инстинктам, не думайте о том, что вы тратите время чужих или малознакомых вам людей. Драгоценные часы могут быть упущены, поэтому нет ничего зазорного в том, если вы обратитесь за более широкой помощью, в том числе в СМИ и к волонтерам.

Основы, которые должен знать ребенок

Родители должны быть осторожны в разговоре со своими детьми на тему, что делать, если потерялся. Важно не преувеличивать потенциальную опасность, чтобы не запугать свое чадо. Ребенок не должен бояться, что на каждом углу скрывается монстр в ожидании потерявшегося малыша, но вооружить его некоторыми базовыми знаниями, которые помогут ему чувствовать себя увереннее одному на улице, просто необходимо.

Итак:

  1. Если ребенок заблудился, первое, что он должен сделать, остановиться и посмотреть вокруг. Мама и папа могут сразу вернуться за «пропажей», поэтому нужно оставаться на месте.
    1. Пусть ребенок выучит, как звучит его полное имя и фамилия, имена родителей, номер телефона и адрес.
    2. На случай, если кроха забудет контактный номер или телефон разрядится, можно приобрести часы-браслет с геолокацией. Он станет незаменимым в ситуации, когда ребенок еще не разговаривает или имеет особые потребности. Сейчас в продаже много гаджетов (индивидуальные сигнализаторы, «умные» кольца с тревожной кнопкой, брелоки), которые помогут проконтролировать, что и где делает ваш сын или дочь, находясь на улице.
    3. Предупредите малыша, что он не должен уходить (а тем более садиться в машину) с незнакомцем в ответ на его просьбу, какой бы ни была ситуация.
    4. Если ребенок заблудился в магазине, на рынке, стадионе или торговом центре, объясните ему, что лучше всего обратиться за помощью к человеку в униформе (охраннику, сотруднику полиции, продавцу) или другой маме с детьми.
    5. Когда вы находитесь с крохой на ярмарке, в парке, на побережье или площади, где много развлечений и огромные толпы людей, заранее определите безопасное место встречи, если вдруг малыш потеряется (это может быть центральный фонтан или какая-нибудь популярная местная достопримечательность).

Советы для взрослых

Многие из приведенных ниже советов, которые можно еще назвать мерами здравого смысла, могут пригодиться большинству родителей:

  • Всегда держите своего ребенка в поле зрения или под присмотром другого доверенного взрослого, например, няни, бабушки.
  • Маленькие дети особенно уязвимы, потому и часто теряются. Если вы гуляете с малышом без коляски, используйте вожжи.
  • Оденьте своего ребенка в яркую, легко узнаваемую одежду, особенно когда собираетесь провести целый день в незнакомом месте. Лучше, если она будет с именной биркой, пришитой внутри.
  • Сфотографируйте своего ребенка на выходе из дома и перед посещением людных мест – так вы сможете быстрее вспомнить, в чем он был одет, на случай, если потеряется.
  • Не позволяйте детям самостоятельно уходить в туалет, посещать игровые залы, примерочные. Будьте бдительны на станциях техобслуживания, в супермаркетах, аэропортах, где можно легко отвлечься и потерять ребенка из виду.

В жизни ребёнка постоянно происходят различные тревожащие и стрессовые события. Мама вышла на работу, семья переехала в другой район, рождается младший брат или сестра, тяжело заболела бабушка.

Мы не в состоянии оградить детей от всего, что может вызвать у них тревогу, но мы можем помочь им пережить стрессовые события и выйти из столкновения с ними психологически более устойчивыми. Если вы заметили, что ваш ребёнок стал более тревожным, агрессивным, перестал делиться с вами тем, что его пугает, эти несложные игры помогут ему справляться со сложными для него эмоциями. Запаситесь временем, терпением и – играйте.

1. Растение

Используем метафору растения, пускающего корни в новом месте. Сочиняем сказку (рисуем картинку, лепим из пластилина- глины, используем природные материалы и «оживляем» их наклейками- глазками или рисунками) о Зёрнышке (Цветке или Деревце), которое пересаживают в другой горшок (его переносит ветер, перевозят родные за собой), чтобы ухаживать и заботиться. Или семечко само отправилось путешествовать.

Сказка о том, как деревце присматривается к новой «почве», разглядывает, кто рядом растёт, пускает корни. Приживается. И со временем начинает цвести, к нему прилетают друзья – птицы, прибегают звери… Если дерево, по словам ребёнка, чувствует себя неуютно и небезопасно, спрашиваем — что бы ему помогло, возможно, забор, возможно, ангел или фея деревьев, возможно, взрослый друг. (Можно после практики подойти к реальному дереву, повязать ленточку, обнять его, погладить).

2. Линия жизни

Детки, перенесшие стресс, капсулируются в прошлых травматических событиях. Они как будто бы отделены от реальности. Возвращаем их в «настоящее» игрой — «линия жизни». Эту практику можно делать только тогда, когда у взрослого есть запас времени и ресурса. Ниточкой или длинной лентой выкладываем ровную линию. (Идеально использовать гирлянду со светящимися огоньками). В зависимости от того, сколько ребёнку лет — ставим на линии яркие предметы (можно обувь) — через несколько шагов друг от друга. Количество отметок по количеству лет + 1 (через год от реального возраста) и +1 через 5 лет от реального возраста.

Линия из ниток должна быть намного длиннее, чем отметки возраста. Ребёнок становится на первую «зарубку» — мы ему напоминаем, что эта точка, где ему всего годик. На этом месте малыш только начинает ходить (ребёнок может присесть, попроситься на ручки, обязательно обнимаем его, если он попросит. Можно даже дать попить воды из трубочки). По мере продвижения по линии, ребёнок распрямляется.

На каждой остановке — говорим искренние слова. «О! Ещё один годик! Как я тебе рад. В этом году ты стала/а …(говорим какое- то достижение)».

Обязательно чуть дольше постоять на отметке реального возраста… А потом ребёнок делает шаг в «будущее» — родитель говорит — «О! Ты будешь таким счастливым взрослым!». Возможно, подхватить ребёнка на руки и «перелететь» над ниткой….

Для читающих деток можно раскладывать на отметках лет бумажки с написанными пожеланиями или ресурсными словами. Более простой вариант — нарисованные мелом «классики». Ребёнок прыгает в клеточку возраста. В этой ячейке его ждет перевернутый листок с рисунком, словами, сердечком, сюрпризом, который нужно открыть. Последняя ячейка — нарисованы радостные символы. (По-секрету: это чудная игра для Дня Рождения).

3. Игры с лицом

На лице человека любого возраста, перенесшего травматизацию, может застывать маска. (Постоянное безучастное или застывшее в одной сложно- определимой эмоции выражение лица). В таком случае будут полезны любые «пластические» игры.

Можно начать с разминания настоящего кусочка пластилина. Затем, «превращаем» ребёнка в пластилин. Из его мордочки «вылепливаем» разные формы (теребим щечки, просим надуть щеку…)

Играем в конкурс «кривлялок». Корчим вместе с ребёнком всевозможные рожицы.

Маски. Используем готовые, вырезаем, раскрашиваем. Ребёнок выбирает маску своей «силы» — ходит, говорит, жестикулирует из этой роли. Затем одевает маску «слабости» (например, страха). Говорит от имени этой маски. Затем снимает маску. В конце работы мы спрашиваем, а когда бы тебе пригодилась первая маска? как она может помочь второй маске?

Становимся актерами и делаем маленькую постановку любой сказки. Самая простая — репка, рукавичка…4. Простые праздники
игра на снятие стресса и тревоги у ребенка

У человека, перенёсшего тяжелый опыт, часто возникает ощущение невозможности радости в будущем и «предательства» перед тяжёлым событием или другими пострадавшими людьми, огромная вина и сопротивление, если позволить себе даже немного удовольствия.

Нам важно помочь деткам опять позволить себе радость. Не испытывая вины перед прошлым или теми людьми, кому сложнее. Делаем сюрпризы близким. Фокусируем внимание на достижениях (записываем, рисуем их), отмечаем, что было хорошего за день.

Придумываем праздники.

Например, праздник застилания постели. Праздник взбивания подушки, праздник мыльной пены на щеках, праздник умывания зубной щетки. специально делаю акцент на «телесности». Часто травмированные дети либо начинают очень тщательно мыться, либо избегают темы мытья, чистоты, прикосновений к телу.

5. Цветотерапия

Ребёнок часто «зависает» в прошлом, переставая обращать внимание на текущий день. Опыт тяжёлого прошлого переносит в реальность. Его взгляд, как будто бы обращён внутрь. Показываем ребёнку «течение времени» и фиксируемся на каждом дне, оживляем чувства. Например, каждому дню даётся определенный цвет. Предположим, среда — красная. На протяжении дня, ищем красные предметы, кушаем красные продукты, сами используем красный цвет в одежде, аксессуарах.

6. Ты где?

Для фиксации на настоящем часто играем в игру «ты где?». Задаем неожиданно, в любое время дня вопрос — «ты где?». Ответ должен начинаться со слов «я здесь!». Дальше несколько предложений об этом » здесь», с описанием разных модальностей — аромат, слух, телесность, вкус. Например: Я здесь. В комнате, сижу на мягкой подушке с компьютером на коленях, ем сладкую ягоду.

7. Составляем расписание

Для стабилизации состояния, для возвращения опоры и снятия тревоги ребёнку нужно больше информации и внешняя «предсказуемость». То есть достаточно чёткий распорядок дня. И любая структура. То, что можно запланировать — планируем. Обязательно предупреждаем об изменениях в планах. Вы можете сделать вместе расписание, украсить его, поручить ребёнку следить за выполнением задуманного — это хорошая практика.

8. Гирлянда

Многие детки нуждаются в большем общении, но избегают контакта. Эта маленькая практика хороша и для застенчивых детей и для адаптации к новой группе.

Вырезаем из бумаги гирлянду-человечков, держащихся за руки. Можно нарисовать мордочки, можно написать имена друзей, родственников, детей из группы. Так мы создаем метафору соединённости — » мы вместе»

9. Капелька краски

Для снятия напряжения, расслабления, трансформации фиксации на одном переживании, состоянии, событии. Капаем акварельной краской в воду, рассматриваем узоры на воде, наблюдаем за тем, как растворяется краска. Будет здорово, если потом с ребёнком протанцевать, прожить пластикой тела движение краски в воде. Пусть ребёнок своим телом покажет движение волн акварельки.

10. Отпечатки

Еще одна очень простая экологично -»оживляющая» техника, помогает снять запрет на фантазию и чувствования.

Травмированные люди замораживают чувствительность — если я позволю себе чувствовать, вместе с радостью проявится страх, боль и злость. А также создать метафору «многовариантности» . (Ещё эта техника помогает в работе с невротическими запорами).

Окунаем пальчик в краску или свекольный сок. Ставим на лист несколько отпечатков пальчика. Спрашиваем, а что нужно дорисовать, чтобы получился поросенок, заяц, лебедь, рыбка…

11. Рисуем на тёмной или чёрной бумаге

Мелками, пастелью, гуашью. Любые темы. Этот метод помогает в трансформации тревоги, выводит «на поверхность» закапсулированный страх. Из темноты неизвестного, прошлого, страшного, выступает что- то новое и красочное.

Метафора: из темноты ночи рождается новая жизнь-день.

12. Отпускаем в небо

Прошлый опыт сложно отпустить. Человек, переживший травму или потерю может начинать «цепляться» за то, что считает важным и дорогим. Нам нужна метафора «отпускания с радостью» — шарики. Отпускаем в небо шарики, пускаем кораблики по реке…

13. Возвращаем идентификацию

Работа с именем. Пишем в столбик буквы имени. На каждую букву имени вспоминаем какое- то ресурсное качество.

Например: ВАНЯ — Внимательный, Аккуратный, Нежный, Яркий

14. Превращаемся в супер-героев

Часто ребёнок, переживший сложный опыт, сталкивающийся с повышенной заботой и вниманием, с тем, что взрослые за него многое делают. Такой ребёнок становится более инфантильным, пассивным. Важно не провоцировать в ребёнке «выученную беспомощность».

Каждое сделанное именно им действие даёт ресурс для его будущего. Не делаем за ребёнка то, что он может делать сам! Когда ребёнок говорит — «не могу! не получится! помоги!», когда ноет и уклоняется от действия — играем в игру — Превращаемся в суперменов.

«Сейчас я тебя, а ты меня превращаешь в супермена. Нужно только съесть (конфету, ягоду, витаминку, выпить сок, морс….).

«У тебя будут какие сверхспособности? У меня — переносить предметы. Смотри — я переношу эту корзину с бельём в ванную. А у тебя — давай — скорость. И ты быстро сможешь идти? (Встать с кровати, одеться, покушать…)»

15. Играем в малыша

Часто подсознание детей переносит их в тот возраст, когда они были счастливы и жили в ощущении безопасности. Они начинают себя вести, как малыши, сюсюкать, проситься на ручки. Мы играем с ребёнком в «малыша», даём энергии-сил его детской части. А потом «превращаем» его во взрослого.

Даём ребенку возможность командовать — сколько шагов идти (игра «великаны – лилипуты»), становимся у него «поварёнком» на кухне, даём ему возможность выбирать маршрут прогулки (можно даже дать руль- крышку от кастрюли в руки)

16. Закономерный этап

Агрессия — ищем способы экологичного проживания — щёлкать пузырьками упаковки, драться подушками, сбивать кегли, забивать «гвозди».

Боязнь громких звуков — игры с аплодисментами, музыкальные инструменты.

Страх прикосновений — представляем, что идёт дождик. вначале он стучит по ладошкам ребёнка (подушками пальцев стучим по ладошкам), затем по всему телу. Дождик может быть разной силы.

17. Прыжки

Тревожные детки интуитивно выбирают для себя игры с прыжками. Им важно прыгать на батуте (вместо батута они все равно выберут кровать 😊. Прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу, «невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга. Вместо запрета прыгать, можно создать «специальные места для прыгания». Например — «тут можно прыгать на одной ноге, тут на двух..»…

Нужно учитывать, что ребёнок будет просить играть или читать то, что ему важно и целительно, по несколько раз. Взрослый терпеливо и радостно играет и читает. Ребёнок не будет играть в игру, вызывающую у него эмоции, с которыми он не готов справиться. Относимся к этому с уважением и не настаиваем.

Светлана Ройз