Психологи Бернис Грюнвальд и Гарольд Макаби утверждают, что дети, помогая по дому, в основном чувствуют себя полноправными членами семьи, приучаются к самостоятельности и совсем перестают бояться ответственности. Вот примеры того, что можно доверить ребенку:

Мамы и папы, у меня к вам разговор на три минуты, и это очень-очень важно. 

За 2014-2015 годы я провела не меньше сотни тренингов по безопасности, возможно и гораздо больше, поэтому минимум 2000 – 3000 детей рассказали мне о том, как они представляют себе преступника, кому они помогут на улице, с кем пойдут, не сомневаясь, и что будут делать в случае опасности. 

Поделюсь выводами, основанными на точной статистике: 

9 из 10 детей 7-9 лет не знают наизусть номера телефонов родителей. Подумайте, что может произойти, если ваш ребенок останется на улице без своего мобильного телефона, как он с вами свяжется? 

19 из 20 детей всех возрастов проводят вежливую тётю до ближайшего магазина, школы, остановки автобуса. В некоторых классах руки поднимают все без исключения. 

19 из 20 детей всех возрастов помогут пожилому дяденьке донести до машины пакет, щенка, котенка, портфель, сумку. 
При этом 10 из 10 учеников начальной школы считают пожилым человека лет пятидесяти. Первоклашки готовы записать в «пожилые» и сорокалетних. А пожилым «надо помогать». 

19 из 20 первоклашек-второклашек и примерно половина детей 10-14-летнего возраста уверены, что без труда узнают на улице преступника (в черной одежде, жутковатый, прячется, «странно смотрит», идёт с большой сумкой, ведет себя необычно, хитро неестественно улыбается, заманивает конфетой, неопрятный мужчина лет 30-35, похожий на бомжа или на уголовника). 

Минимум половина детей побежит в случае опасности в подъезд, во двор, куда-то «где можно спрятаться». 

Все дети считают, что они могут доверять «знакомым взрослым», в том числе соседям, родителям друзей, продавцам из соседнего магазина, — всем людям, кого они уже когда-то видели. 

19 из 20 детей стопроцентно пойдут куда-то с любым человеком, который назовет их по имени. 

19 из 20 детей всех возрастов постесняются громко закричать «Помогите! Я не знаю этого человека!» если кто-то возьмет их за руку и куда-то поведет. 

И это только часть очень невеселой статистики. 

И самый главный момент вот какой: давайте исключим из разговоров с нашими детьми о возможной опасности слово «подозрительный». 

Настоящий преступник, который может увести вашего ребенка – не подозрителен. Он – самый не подозрительный из прохожих, чаще всего. Это вежливый, улыбающийся, прилично одетый человек, это миловидная женщина или аккуратный старичок. 

Расскажите вашим детям, что «подозрительные» преступники существуют только в кино и криминальных новостях по телевизору. 

Ребенок должен доверять только членам семьи и учителям, возможно, няне и водителю, крестной и близкому другу семьи. И больше никому. 

Все остальные – посторонние люди, которые не должны подходить к вашему ребенку ни с угощением, ни за помощью, ни просто поболтать. И пока вы не расскажете об этом своим детям сто раз, пока вы не научите их автоматически отвечать ЛЮБОМУ человеку «Я вас не знаю, я не буду с вами разговаривать», вы не можете быть уверены абсолютно ни в чем. Они так и будут считать, что преступник ходит в маске и с пистолетом. 

Автор: Лия Шарова, руководитель школы безопасности Стоп-Угроза

Проглатывание батарейки – чрезвычайно серьёзное происшествие. Какие симптомы могут говорить о том, что это случилось с вашим малышом, и как следует поступать в такой ситуации.

Чем опасны батарейки?

Когда батарейка вступает в реакцию со слюной и тканями пищевода, возникает раствор, который способен расплавлять ткани. Она наносит тяжёлые повреждения пищеводу и крупных кровеносных сосудов. В органе образуется дыра: пища и слюна начинают попадать в пространство между органами, возможно сильное кровотечение. При этом не важно, заряжена была батарейка или разряжена.

Как понять, что ребёнок мог её проглотить?

Самые распространённые симптомы:

  • Цвет стула становится чёрным или тёмно-зелёным, с запахом металла.
  • Малыш перестаёт есть.
  • У него болит живот, появляется кашель и удушье.
  • Поднимается температура.
  • Появляется рвота и потеря сознания.

С любым из этих симптомов нужно ехать к  врачу – даже если вы не уверены, что ребёнок съел батарейку.

Что делать?

Сразу дайте ребенку мёд. Исследование американских учёных показало, что он образует лучший барьер между тканями организма и батарейкой, прежде чем она будет извлечена. А далее срочно вызывайте скорую помощь или езжайте сразу к хирургу или рентгенологу. На педиатра лучше время не тратить.

Врач сделает рентген и, в зависимости от местоположения предмета, поступит следующим образом:

  • Из пищевода и желудка батарейку удаляют эндоскопом через глотку под наркозом.
  • Когда инородный предмет застревает в кишечнике, ждут её выхода, если не показано хирургическое вмешательство.

Тянуть ни в коем случае нельзя: самые серьёзные повреждения органов происходят в течение двух часов. Чем дольше батарейка в ЖКТ, тем опаснее может быть исход.

Для того чтобы ребенка чему-то научить, следует подойти к вопросу с двух сторон. Во-первых, нужно точно знать, как должно быть, к чему стремиться. И во-вторых, требуется найти подход к малышу, чтобы он делал все сам, регулярно и без бесконечных напоминаний, выливающихся в ссоры с вами.
Как правильно сидеть за столом?
Существует правило «трех углов»: колени под столом, бедра со спиной и руки, согнутые в локтевых суставах, образуют перпендикуляры. Кроме того, стопы должны стоять на полу, соответственно, голени вертикальны полу, а бедра расположены горизонтально. Предплечья опираются на столешницу.
Когда ребенок занимается за столом, то хорошо, если столешница имеет наклон примерно 15 градусов: в этом случае голова и шея находятся в естественном положении, шейный отдел позвоночника не напрягается. Идеально, если это регулируемая столешница и можно выбирать для чтения наклон 30 градусов, а для письма — 15.
Как научить?
Каждый родитель найдет свой подход, потому что никто не знает его ребенка так хорошо, как он сам. Я могу дать советы, которые часто помогают. Дети любят, когда не только их чему-то учат, но и сами они имеют «полномочия» кого-то научить. Вы можете решить, что вся семья будет бороться за здоровье спины, и попросить ребенка следить за тем, как вы сидите. Обязательно реагируйте на замечания, благодарите за них и исправляйтесь. Тогда ему самому будет проще следовать вашим указаниям. В зависимости от возраста ребенка расскажите ему, почему это так важно. И конечно, почаще его хвалите, если видите, что он сам начинает следить за своей осанкой.

Наталья Новикова

Педиатр, массажист, физиотерапевт

Александра Пожарова, психолог, психоаналитик.

Что, помимо физической боли, может быть невыносимее, чем боль моральная, когда твой собственный, теплый и уютный, родитель смотрит сквозь вас? Вас нет! Вы умерли! Нет, я не утрирую, это именно то чувство, которое поселяется внутри у маленького "преступника", нарушившего семейный устав и нарвавшегося на "Я с тобой не разговариваю!" от папы или мамы, а иногда и от обоих родителей вместе. Его больше нет, он не существует. Игнорируемый ребенок лишается родительской поддержки. Родитель отражает чувства ребенка, ребенок смотрится в это отражение, как в зеркало, и вдруг в зеркале появляется только пустота. Нет отражения – нет меня.

А еще он лишается защиты. Нет внимания – я беззащитен перед миром.

Да, в следующий раз он многократно подумает, делать или не делать, чтобы опять не нарваться на эту стену холодного молчания.

Давайте разберемся в причинах произошедшего проступка. Ни один ребенок не рождается с целью причинения вреда своей семье. Обычно проступок – эксперимент или выплеск эмоций. Если ребенок сделал нечто неправильное однократно, то бойкот никак не поможет ему не повторять ошибок. Даже если после периода молчания родитель снова общается, то ребенок так возбужден этим обстоятельством, что речь воспринимать ему сложно. Если же проступок повторяется многократно, то это верный признак того, что в семье что-то происходит, ребенок – флюгер, стоит задуматься, что же случилось во внутрисемейных отношениях вообще.

С ребенком не разговаривают для того, чтобы показать свою позицию недовольства, может быть обиженности, указать ему на вину. Многие называют это: "Пусть подумает над своим поведением."

Он и думает, многократно укоряя себя, что сделал то, что уже не вернуть назад, и приобретая страх ошибаться. Или кипя от злобы, потому что не думает, что наказание было справедливым, а слушать его не хотят. А еще приобретает ряд жизненных уроков, которые бессознательно будут мучить его долгие годы. Теперь он знает, что в жизни нет надежной родительской фигуры. Добрый и поддерживающий родитель в миг может стать холодным, отчужденным, "бросить". Родительский образ также может в дальнейшем восприниматься слабым, ненадежным. Когда случится реальная беда, родитель не придет и ребенок не будет спасен.

Брошенный, растоптанный – это такая же боль, как от удара. Значит, в жизни надо всегда быть хорошим, иначе бросят, ведь только таким его готовы принимать. Не нужно быть собой, нужно быть хорошим для других. Это мощный внутренний конфликт: хочется быть собой, но опасно. Сложно предсказать, к чему этот конфликт приведет.

Он запомнит ощущение, когда родитель смотрит сквозь него. Да, сильное средство, помогающее... Помогающее сделать как минимум невротика, но скорее пограничного пациента для кабинета аналитика.

Кто такой пограничный пациент? Если очень простым языком, это тот кто не может соединить образ себя и образы значимых других, каждый человек для него расколот пополам и в каждый момент времени он воспринимает своего близкого по-разному: или очень хорошим, или очень плохим, полностью забывая о втором своем представлении. Помимо этого, человек с пограничным функционированием психики имеет проблемы с выражением эмоций и построением отношений: он хочет и не хочет быть близко. И ему очень тяжело. Любые слова, сказанные поблизости, он воспринимает сказанными в негативном ключе и в его адрес. Он будет многократно строить и рушить отношения, путаться в себе и очень много страдать.

Итальянские страсти с битьем посуды – это очень детское решение вопросов, я не призываю к нему, но это менее травматично, чем интеллегентное молчание. И менее садистично. В первом случае все на равных откричали, особенно если каждый спорил сам за себя. Во втором случае ребенок побывал в ледяном аду, лишенный поддержки и одобрения.

Он учится себя хорошо вести, но это обучение заключается в умении натягивать на себя маску хорошего мальчика/девочки, сокрытие эмоций, в страхе говорить правду. И такие паттерны останутся. А хотелось бы ожидать от уже выросшего мужчины или женщины совсем иного поведения. В терапии ситуации с "неразговаривающими родителями" выплывают в таких фобиях, как страх нападения сзади, падения чего-то на голову и прочих происшествиях, неожиданно и резко причиняющих боль. Заметьте, это страх физической резкой боли и уничтожения, хотя с ребенком всего лишь не говорили.

Дети по-разному реагируют на то, когда с ними не разговаривают. Более уверенный в близких малыш будет сопротивляться, пытаться заговорить, плакать, рисовать или писать записки маме или папе и подсовывать под дверь, может продолжить грубить или совершает новый проступок – он борется за внимание, так как ему страшно, но он пока что верит в надежный объект, он даже готов получить серию криков, только бы внимание, только бы не ощущение своего отсутствия. Когда ребенок сжимается, прячет глаза, затихает, старается не попадаться на глаза, смиряется с наказанием – он испытывает дикие муки. И он уже травмирован.

Особо изобретательные родители ждут, когда ребенок попросит прощения. И могут еще и не сразу простить. Желание извиниться – это добровольный акт, когда его выжимают через угрозу отчуждения – это унизительно, особенно нечестно, когда ребенок пришел просить прощения, а его не простили.

Чтобы донести важность проступка до ребенка, с ним надо говорить. Не хватает сил, сорвались до крика, рявкнули... Бывает, все мы люди. Если крик не запредельный (уж это-то вы контролировать можете?), то это как раз малая беда по сравнению с побоями или молчанием. Важно оставаться с ребенком тогда, когда он неправ, порка или игнорирование превращает вас в чужака, лишают ребенка уверенности, заставляют скрывать эмоции и поступки, принуждают казаться хорошим даже там, когда очень надо побыть немного плохим, а ведь даже это действительно иногда надо... Быть рядом – это же так просто. И так сложно.

Родители иногда сами с трудом могут понять и донести, что они чувствуют. Не говорить – это еще и спрятать свою растерянность и неспособность справиться со своим ребенком. Не надо уверений, что все хорошо, не надо натянутых улыбок. Рядом – это эмоциональная открытость, вы сердитесь, но вы доступны для контакта, вы все тот же, хоть и рассердились. А далее говорить и обсуждать, выслушивать, отвечать, а не читать нотации.

Ребенок учится, глядя на вас, поддержите его в разных ситуациях. И будьте рядом, когда он неправ. Как он станет собой, если не будет позволять себе пробовать и ошибаться? Ну, и сами родители иногда могут ошибаться, как без этого? Умение признавать свои ошибки гораздо нагляднее, нежели прощение, вымученное через молчание.

Короткий итог.

Итак, да, наказание молчанием действует прекрасно: родитель получает послушного ребенка, а мы через годы пациентов в кабинете. Продолжать будете?

Практически каждый родитель сталкивается с проблемой неоднократного повторения своих просьб ребёнку. «Иди есть», – а ребёнок продолжает увлечённо играть.

– Иди есть, повторяет мама, и звук голоса становится громче.

– Ты, что не слышишь, я тебе уже 100 раз повторила, – cокрушается она, теряя самообладание.

Почему же ребёнок «не слышит», а вернее даже сказать «не слушает» вас?! В чём причина проблемы и как её решить. Вот несколько правил, которым можно следовать для исправления ситуации:

Правило 1. «Зрительный контакт»

У маленьких детей мозг может концентрироваться на решении только одной задачи. Если малыш поглощён игрой, а вы зовёте его к обеду, не стоит раздражаться, что он вас не слышит, он не способен на это. Прежде, чем озвучивать свою просьбу, 

ВАЖНО установить зрительный контакт с ребёнком и переключить его внимание на себя. Ваши глаза должны быть на уровне глаз ребенка, ещё лучше взять его за руку. Обратитесь к нему по имени: «Саша, посмотри на меня», «Лена, послушай, что я скажу» и т. п. Малыша старше 3,5 лет полезно попросить повторить, что он услышал. Задания, которые выдаёшь сам себе, выполнять гораздо приятней.

Правило 2. «Одно задание»

Дети не всегда могут отследить последовательность родительских просьб. «Возьми стакан, поставь в раковину, а потом вытри стол или разденься, вымой руки и иди кушать». Дети не могут запомнить весь алгоритм действий и застревают на каком-то этапе. Разбейте сложные задачи на простые. Озвучивайте ребёнку одно задание: «Убери стакан», и если оно выполнено, переходите к следующей просьбе.

Правило 3. «Говорить на понятном языке»

До 7 лет дети не владеют абстрактным мышлением. И если в своих диалогах родители используют фразы типа: «Ты долго будешь ещё ворон считать?», то маленький ребёнок не понимает, что в этой фразе мама побуждает его к действию. Говорите на понятном и родном для ребёнка языке, так, чтобы он смог вас понять.

Правило 4. «Здесь и сейчас»

«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не подходи к старшему брату, не бери его конструктор! Ты уже забыл, как тот расквасил тебе нос, хочешь получить от него ещё раз?.. и т. д.».

Понятно, что у родителя, что называется, «накипело» и он хочет как-то прекратить опасное поведение ребёнка. Но выслушивая длинную нотацию, малыш только путается в словах и забывает, о чем, собственно, идёт речь. Не стоит припоминать ребёнку «прошлые» грехи. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Так, кстати, вы формируете у маленького человека катастрофическое мышление. Дети живут «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. 

Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Нельзя ломать постройки брата». После этого переключить внимание малыша, поиграть с ним прятки, догонялки, предложить посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре листки бумаги. Одним словом, найти более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша.  И самое главное правило - если не можете изменить поведение ребёнка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например, выделите для старшего ребёнка специальное пространство для игры, где ему никто не помешает.

Правило 5. «Быть последовательными»

Не кричите на детей, кроме страха , тревоги, плохого настроения, злости и обиды вы не вызываете у него ничего. Он привык к вашим просьбам, как к звуковому фону за окном. А после собственных эмоциональных всплесков, скорее всего, вас будет охватывать только вина и стыд за «невзрослое» поведение.

Лучший способ удержать эмоции под контролем – быть последовательными. Если ребёнок поймет, что нет способа выпросить часовое сидение перед телевизором, он перестанет игнорировать просьбу выключить мультики.

Правило 6. «Предупреждайте заранее»

Дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. В том числе и потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6–7 годам. Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в поликлинику) ребенок младше шести не может.  Давайте малышу «временной» запас.. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана.

Вариант: если сын «не слышит», что пора оставить машинки и пойти обедать, предложите машинкам посоревноваться – кто быстрее доедет до кухни и т. п.

Правило 7. «Напомнить заранее»

У детей очень развита зрительная память поэтому для освоения режимных моментов очень эффективно работают картинки-напоминалки.

Например, в полтора-два года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим трём ситуациям. Каждое мытье рук ребёнок охотно будет отмечать ярким кружочком или крестиком».

Правило 8. «Побудить к желаемому действию»

Наш мозг устроен очень интересно, он схватывает то, что услышал и немедленно побуждает к этому действию, при этом частица «не» неслышна для ребёнка. «Не ходи по луже!» звучит, как заманчивое предложение испробовать её глубину. Предложите интересную альтернативу. Например: «Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюрчику».

Правило 9. «Не одергивать»

Сколько раз можно услышать, как неугомонные мамы то и дело поправляют ребенка. «Стой, там собака», «Не упади», «Не запачкайся» – и так целый день. В какой-то момент уставший от давления ребёнок начинает воспринимать мамину речь просто как «фон».

Попробуйте посчитать, сколько раз за прогулку вы делаете ребёнку замечания.  Какие из этих замечаний вполне можно было бы и не делать? Не одергивайте его по любому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен. Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Кроха обязательно «скопирует» ваше безопасное поведение.

Итак: не нужно негатива! Переключайте, заинтересовывайте, мотивируйте ребёнка, но! ПОМНИТЕ, СЛОВА ДОЛЖНЫ ПОДКРЕПЛЯТЬСЯ ДЕЙСТВИЕМ! Именно тогда они обретают смысл и значение.

Ребенок, который не уважает взрослых – это очень относительная проблема, потому что представления об уважении у всех разные. Если чей-то сын или дочь, например, отвечает грубостью практически на любую просьбу и попытку поговорить – то, наверное, это действительно неуважение. Если же речь идет, к примеру, о сбегании подростка на прогулку с друзьями вместо поездки на выкапывание картошки – то это, скорее, разумное желание чувствовать и удовлетворять свои потребности, а не чьи-то чужие, не имеющие к ребенку отношения как такового.

Как понять, действительно ли ребенок не уважает взрослых, или взрослые просто не получают от него той беспрекословности, покорности и бесхребетности, которая была бы для них удобна и, возможно, тешила бы их самолюбие.

Ребенок как будущий взрослый

В вопросах, касающихся субординации, уважения и самоуважения, родителям всегда важно помнить, что их сын или дочь – такой же полноценный человек, как и они сами. Конечно, в детском возрасте, особенно в раннем, это еще довольно несмышленый человек, который не смог бы «выжить» без помощи взрослых. Слово «выжить» мы взяли в кавычки, потому что тут имеется в виду не только банальное физическое выживание, но и приобретение необходимых знаний, навыков и умений, гармоничное развитие, социализация – словом, все то, что постепенно подготавливает ребенка к взрослой жизни.

Эта подготовка идет постоянно: сначала малыш играет в парикмахера, врача, продавца, в «дочки-матери» и тому подобное, а родители кажутся ему главным авторитетом. Потом он начинает учиться и, что самое важное, учится учиться, и на пьедестал силы и всезнания возводит уже своих преподавателей. А затем он осваивает, возможно, самые важные умения – пробует разные стили общения со сверстниками, пытается поставить себя в коллективе, начинает проявлять интерес к противоположному полу, и его главными авторитетами становятся уже друзья, приятели, одноклассники.

Все это – естественный ход нормального психологического развития, и если он нарушается (например, если подросток по-прежнему во всем слушается родителей и не решается высказать свою точку зрения), то по выходу во взрослую жизнь у ребенка начинаются проблемы. С общением, с принятием решений, с отстаиванием своих границ, с осознанием и реализацией своих желаний, и так далее.

Из вышеизложенного вытекают следующие важные выводы:

  1. Нельзя воспринимать ребенка, как своего подчиненного. Он находится в зависимом от родителей положении временно, да и то не по своей воле – в конце концов, это именно мама и папа захотели, чтобы он появился на свет, а родиться сразу независимым взрослым, увы, невозможно. Как только сын или дочь минуют все стадии детства и отрочества, они становятся такими же взрослыми людьми, как и их родители, не хуже и не лучше.
  2. Уважение к личности может быть только двусторонним. Если вы хотите научить ребенка уважать взрослых, то вы должны обратить внимание на то, достаточно ли вы уважаете его сами. Прислушиваетесь ли к его словам, страхам, сомнениям, учитываете ли его мнение при принятии решений, которые непосредственно на него влияют, уделяете ли ему достаточно времени и внимания в принципе. Чувствует ли ваш сын или дочь, что с мыслями, теснящимися в его/ее голове, можно прийти к вам, и вы выслушаете, услышите и поймете? Если при попытках выразить себя, дать своей индивидуальности проявиться ребенок натыкается лишь на метафорическую стену (или, что еще хуже, на обесценивание и высмеивание), то неуважение ко взрослым может быть даже ответной реакцией из-за злости и обиды.
  3. Уважение через страх – всегда плохая идея. Да, вы действительно можете научить ребенка ходить перед вами на цыпочках и приносить вам в зубах тапочки, причем даже в подростковом возрасте. Манипуляции, психологическое насилие – все это может быть до определенной степени эффективно. Можно отбирать у ребенка компьютер, можно запрещать ему видеться с друзьями, угрожать отменой долгожданной поездки или отказом в оплате любимого кружка, и заставить его делать то, что вы считаете правильным и полезным. Но то, что вы получите в ответ, будет сложно назвать уважением – скорее, необходимостью, с которой ребенок будет мириться, скрипя зубами. А во взрослой жизни он столкнется с ворохом проблем, связанных с таким отношением в детстве, да и рассчитывать на теплые доверительные отношения между ним и родителями после «вылета из гнезда» не придется. Вряд ли это то, чего вы действительно хотите для себя и своего ребенка.

Научить уважению к взрослым – только на собственном примере

Мы надеемся, что вы сделаете выбор в сторону условно «правильного» уважения, которое не только улучшит ваши собственные отношения с ребенком, но и облегчит ему нахождение в социуме во взрослой жизни. Но для того, чтобы научить сына или дочь этому самому уважению, вам придется внимательно следить и за собственным поведением. Основные советы здесь следующие.

Демонстрируйте соблюдение общепринятых правил

Уступайте места в транспорте пожилым людям, заботьтесь о родных бабушках и дедушках, с пониманием относитесь к их «причудам». При этом объясняйте малышу, что, например, бабушка уже старенькая, и ей сложно делать что-то самой, поэтому дети и внуки должны ей помогать.

При этом очень желательно, чтобы общение со старшим поколением в вашей семейной жизни действительно присутствовало. Если из-за каких-то разногласий вы принципиально оборвете все контакты с этой частью родни, то научить ребенка уважению к старшим будет несколько сложнее, потому что перед его глазами окажется не самый лучший пример. Понятно, что бывают такие отношения, которые невозможно терпеть и не получается изменить, но все же подумайте дважды, прежде чем ставить в них окончательную точку.

Обучайте ребенка эмпатии

Это очень важно не только в контексте того, чтобы научить ребенка уважать взрослых. Начинать можно даже с простейших сказок, которые вы читаете малышу, рассматривая с ним разноцветные картинки. Объясняйте ему, что плачущая лисичка грустит, потому что ее обидели, прыгающий и улыбающийся зайчик радуется, что встретился с друзьями, и так далее (в зависимости от картинок и содержания сказки). По мере взросления можно уже обсуждать эмоции реальных людей в реальных ситуациях, и свои эмоциональные отклики на какие-либо события. Не понимая всего этого, «не чувствуя» других людей, ребенок может проявлять неуважение, сам того не замечая.

Демонстрируйте пример уважительного отношения не только к старшим

Уважение к людям в принципе – это комплексное качество, которое не сводится к чему-то одному. Если вы будете при ребенке хорошо относиться к бабушкам и дедушкам, но при этом, например, хамить обслуживающему персоналу, то это окажется малоэффективно.

Вообще не так важно научить ребенка уважать взрослых, сколько важно научить его в принципе с уважением относиться к личности другого человека, даже если это дворник, уборщица или одноклассник из нуждающейся семьи. Показывайте и объясняйте малышу, что никто не лучше и не хуже других – просто все разные, но все заслуживают уважительного отношения. Обращайтесь к незнакомым людям на «вы», не перебивайте собеседников (и вежливо просите не перебивать вас, если кто-то это сделал), здоровайтесь со знакомыми, не забывайте о словах «спасибо» и «пожалуйста».

Будьте логичны и последовательны

Наверное, вы не раз видели картину, когда родители, которым не удается уговорить ребенка пойти туда, куда надо, говорят: «Все, я ухожу, а ты тогда оставайся здесь, пока-пока». А потом медленно пытаются отойти, постоянно оборачиваясь, или возвращаются – словом, само собой, никуда не уходят и не оставляют ребенка на произвол судьбы посреди улицы. В результате малыш понимает, что словам родителей, даже сказанным серьезным тоном, особо верить не стоит – вполне возможно, что они все равно поступят иначе. И он начинает «тестировать» маму и папу, не слушаться, наблюдая за последствиями своего поведения, а сами взрослые сетуют, что ребенок их не уважает.

Поэтому следите за тем, что говорите и делаете. Чтобы научить детей уважению, очень важно, чтобы их собственные родители были людьми слова. Не давайте обещаний и не придумывайте наказаний, которые не собираетесь выполнять. А если сказали, что за такой-то проступок ребенок будет наказан таким-то образом – делайте это. Такой подход потребует от вас большего внимания к своим словам и поступкам, но он того стоит.

Делайте «хорошие дела» вместе с ребенком

Это особенно подходит для маленьких детей, которые очень любят делать что-то «взрослое» с родителями. Например, испеките вместе кекс для одинокой бабушки-соседки. Или купите цветов и сходите на парад 9 мая, поздравьте ветеранов. Если речь идет о чем-то простом, то вы можете просто натолкнуть ребенка на нужную мысль: например, попросить его отнести дедушке чашку чая или ненавязчиво узнать, не хочет ли он позвонить бабушке, поболтать с ней и заодно справиться о ее самочувствии.

Откажитесь от гиперопеки

Достаточно часто необходимость научить ребенка уважению ко взрослым возникает в тех семьях, где с него буквально сдувают каждую пылинку, исполняют все его прихоти. В результате у него возникает представление о себе, как о центре мира, о самом важном и ценном человеке, из-за чего и формируется неуважительное отношение ко всем остальным.

Дети – это, конечно, цветы жизни. Но, как уже было сказано, они будущие взрослые, не хуже и не лучше других. Поэтому уважайте не только их, но и себя. Грубо говоря, если у вас есть буханка хлеба – разделите ее на равные части, и отдайте ребенку лишь одну из них. Не соглашайтесь третий год ходить в той же куртке, лишь бы купить сыну/дочери более модную обновку. Не оказывайтесь от долгожданного отдыха потому, что ребенку лень самому делать домашнее задание. Словом, ищите баланс между заботой, вниманием и самоуважением, собственными интересами и занятиями.

И, конечно же, любите своего ребенка и не стесняйтесь говорить ему о своих чувствах, показывать их – даже если вам кажется, что ему это не нужно.

На сегодняшний день все чаще педиатры и детские гастроэнтерологи диагностируют у малышей пищевую аллергию. Если верить статистике, каждый третий в мире ребенок страдает от той или иной формы гиперчувствительности: у одного может проявиться сыпь, зуд и другие дерматологические симптомы, другой начинает страдать нарушениями пищеварения, а третий и вовсе ощущает удушье после каждого попадания аллергена в организм.

Если не наладить адекватное питание аллергика с самого детства, состояние с годами будет лишь ухудшаться, а проявления гиперчувствительности во взрослой жизни станут тяжелее.

Список наиболее распространенных аллергенов

Диетологи и аллергологи предлагают условное разделение всех пищевых составляющих на три большие группы по степени опасности:

Группы пищевых продуктов по степени риска для аллергиков

С высокой степенью аллергенности

Со средней степенью аллергенности

С низкой степенью аллергенности

  • Куриные яйца (в частности, белок куриного яйца);
  • рыбные блюда и морепродукты;
  • различные сорта мяса (в т.ч. мясные бульоны);
  • злаковые: пшеница, рожь;
  • ягоды: клубника, земляника;
  • овощи: перец, томаты, морковь;
  • фрукты: все сорта цитрусовых, киви, дыня, ананас, хурма;
  • какао-бобы и блюда с их добавлением;
  • орехи (особенно арахис);
  • мед, грибы, кофе.
  • Коровье молоко и молочные продукты;
  • курица, говядина;
  • злаковые: рис, овес, гречка;
  • горох, соя, бобы;
  • овощи: свекла, картофель;
  • сахар;
  • фрукты: персики, абрикосы, бананы;
  • ягоды: вишня, черная смородина, брусника, клюква;
  • шиповник.
  • Кисломолочные продукты,
  • кролик, конина, нежирная свинина и баранина, индейка;
  • овощи: брокколи, цветная и белокочанная капуста, огурцы, кабачки, патиссоны;
  • кукуруза;
  • злаковые: перловая крупа, пшено;
  • фрукты: зеленые яблоки и груши;
  • ягоды: белая и красная смородина.

Как кормить кроху, склонного к пищевой аллергии? 10 основных запретов

1. Цельное молоко

Несмотря на то, что коровье молоко относится к средней группе риска, для аллергика первого года жизни оно является главным и самым опасным аллергеном. Дело в том, что в цельном молоке, как и в большинстве детских смесей, содержатся белковые соединения (казеин, альбумин и т.д.), которые выступают в роли антигенов, часто приводя к определенной степени непереносимости. Поэтому таких детей лучше не переводить на искусственное вскармливание или хотя бы сделать это как можно позже – ИВ в этом случае может усилить симптомы аллергии. Если перевода на смесь избежать не удалось, кормить ребенка следует строго гипоаллергенными составами, которые рекомендует педиатр – «самодеятельность» и уж тем более экономия в этом случае недопустимы.

Также кормящей маме следует придерживаться диеты с минимальным содержанием молочных продуктов, восполняя дефицит кальция другими блюдами или витаминными добавками. Что касается кисломолочных производных, тут все индивидуально, поэтому стоит вводить их в рацион постепенно и крайне осторожно, отслеживая малейшие изменения в самочувствии ребенка.

2. Куриные яйца

В этом случае для аллергиков опасно не столько само яйцо, сколько содержащийся в нем белок. Впрочем, речь идет не только о куриных яйцах – перепелиные, индюшиные, гусиные и другие виды также способны вызывать аллергию, просто в меньшей степени. В этом случае придется кормить ребенка едой, не содержащей яйца в принципе: освоить особый раздел домашней выпечки с рецептами без яиц, исключить употребление майонеза, всевозможных десертов и прочих блюд, в состав которых входит опасный ингредиент.

3. Рыба и морепродукты

Среди обитателей водной среды наибольшую опасность для аллергиков представляют морские сорта, однако непереносимость речных видов рыбы тоже иногда встречается. К сожалению, никакая термическая или другая кулинарная обработка не способна уничтожить вещества в составе рыб, которые вызывают неприятные симптомы, а значит, кормить ребенка рыбными блюдами никак не получится. В этом случае придется скорректировать меню, сделав упор на другие блюда, содержащие кальций и жирные кислоты.

4. Мясные продукты

Аллергия на мясо – еще одна разновидность пищевой непереносимости, при которой полноценно кормить ребенка весьма затруднительно. В большинстве случаев у аллергиков наблюдается реакция на курицу, говядину, жирную свинину и баранину, причем отваривание и тушение никак не спасают положение. Более того, определенную опасность для ребенка с гиперчувствительностью составляет даже мясной бульон, а значит, кормить кроху придется исключительно овощными и диетическими супчиками. Чем заменить необходимое растущему организму количество жиров? Более подробный ответ на этот вопрос сможет дать диетолог, знакомый с анамнезом малыша, однако в большинстве случаев аллергикам разрешены растительные масла, которые способны компенсировать недостаток хотя бы частично.

5. Злаки и бобы

Среди этих, казалось бы, безобидных продуктов тоже есть сорта, опасные для аллергиков: пшеница, рожь, реже рисовая, овсяная, гречневая крупы, соя. Ранее такая непереносимость практически не встречалась, однако с течением времени и усугублением аллергологической статистики гиперчувствительность к соевым производным стала постепенно распространяться. Это связано в первую очередь с участившимися случаями непереносимости молока и, как следствие, переводом аллергиков на соевые смеси, которые раньше можно было кушать без опасений.

Кормить такого ребенка можно другими видами каш, разрешенными диетологом. Кроме того, если наблюдается нетипичная реакция на пшеницу или рожь, придется отказаться от покупной выпечки и даже хлеба. Впрочем, всегда можно приготовить аналогичные блюда с добавлением кукурузной муки – полет кулинарной фантазии позволит не обеднять рацион ребенка, сделав его при этом  максимально безопасным.

 

6. Фрукты и ягоды

Аллергики, страдающие непереносимостью фруктовых кислот, обычно особенно чувствительны к цитрусовым, киви, персикам, ананасам, гранатам, клубнике, смородине и другим видам фруктов и ягод в зависимости от индивидуальных особенностей. В этом случае полноценно кормить ребенка довольно легко: широкое разнообразие всевозможных сортов ягод и фруктов в супермаркетах позволяет составить меню, не обделенное натуральными витаминами и при этом не опасное для маленького аллергика.

7. Какао-бобы, орехи и мед

Такую аллергию крайне тяжело распознать с самого детства – как правило, у ребенка начинают проявляться симптомы только после того, как в рационе появляются продукты с добавлением аллергенов. Шоколад и всевозможные сладости с какао, орехами и медовым компонентом чаще всего вызывают кожные проявления: сыпь, зуд, крапивницу, гиперемию кожных покровов и т.д. В этом случае достаточно не кормить ребенка аллергенами, и симптомы быстро купируются самостоятельно. Конечно, малышу на первых порах будет сложно объяснить, почему ему нельзя есть конфеты, шоколадки и прочие «вредности», но, с другой стороны, при желании их всегда можно заменить аналогами – зефиром, сладкими фруктами, леденцами и другими видами сладостей, безопасными для аллергиков.

8. Овощи

«Овощная» гиперчувствительность у аллергиков встречается немного реже, чем остальные ее виды, и, к тому же, легко контролируется специальной диетой. Несмотря на бесспорную пользу свежих овощей, их легко можно заменить другими видами, поскольку список аллергенных продуктов не так уж и широк. Чаще всего детям трудно воспринимать ярко окрашенные овощи: помидоры, болгарский перец, морковь, свеклу и т.д. Кабачки, листовая зелень, капуста и другие более нейтральные виды реже вызывают аллергию, а значит, ими можно кормить ребенка, предварительно отслеживая реакцию на каждый новый сорт.

9. Пищевые добавки

Аллергиков, особенно детей, крайне нежелательно кормить блюдами со всевозможными пищевыми добавками: загустителями, красителями, усилителями вкуса, ароматизаторами, консервантами и т.д. Дело в том, что эти вещества могут вызывать симптомы пищевой аллергии или в разы усиливать ее течение, поэтому любой фаст-фуд находится под строжайшим запретом. Лучше кормить ребенка домашними блюдами, приготовленными из проверенных продуктов.

10. Перекрестная аллергия

Такой вид гиперчувствительности встречается у аллергиков, невосприимчивых не к какому-то конкретному продукту, а к их комбинации. К примеру, дети, остро реагирующие на коровье молоко, часто страдают от неприятных симптомов после употребления молочных и кисломолочных продуктов, а чувствительные к яичному белку реагируют на куриное мясо и даже бульоны. В этом случае полноценно кормить ребенка гораздо сложнее: следует сразу выявить все возможные аллергены,  лишь затем совместно с детским диетологом составлять адекватное меню.

Полезные советы родителям аллергиков

  1. Значительно упростить кормление поможет тест на чувствительность к наиболее типичным аллергенам. После такого исследования вы точно будете знать, чем можно кормить карапуза, а что следует исключить.
  2. Если ребенок склонен к аллергии, каждый новый продукт следует вводить постепенно – так вы безошибочно определите индивидуальную степень риска и сможете купировать симптомы гиперчувствительности на начальной стадии.
  3. Длительное вымачивание и термическая обработка фруктов и злаков может снизить степень аллергенности продукта, но, к сожалению, не полностью ее исключить.

Строго соблюдая рекомендации аллерголога и диетолога, можно полноценно кормить даже самого чувствительного аллергика.