Когда ребёнок не слушается, когда отказывается делать то, что ему говорят, когда сопротивляется, когда отстаивает свои желания и нежелания — развивается его личность, его «Я».

Ребёнок стремится делать все наоборот и не подчиняться взрослым, потому что именно через это развивается его самостоятельное отдельное «я».

Он будет сопротивляться именно потому, что так сказали взрослые (даже если он сам хочет делать то, что ему говорят). И это касается не только трёхлетнего возраста.

Это крайне важный и совершенно необходимый процесс для того, чтобы ребенок стал самодостаточным, полноценным, реализованным взрослым, который доволен своей жизнью и ощущает ее во всей полноте.

Безусловно, очень удобно, когда ребёнок слушается и выполняет все с первого раза.

Но через 20-30 лет он будет все также послушно выполнять самые сложные задачи на неинтересной и нелюбимой работе не только за себя, но и за того парня, за мизерную зарплату.

Будет оставаться в разрушающих его отношениях.

Будет стесняться попросить для себя хоть что-то.

Вряд ли при этом он будет успешен и счастлив.

А почему?

Потому что в детстве во взаимодействии с родителями, ему не удалось научиться отстаивать себя, реализовывать свои желания и отстаивать свои интересы.

Именно эти навыки он приобретает, когда выражает несогласие и не слушается.

Родителям крайне важно дать ребенку опыт уважения его несогласия.

Дать ПРАВО быть несогласным.

Это не означает, во всем ему потакать, отнюдь!

Но если ребенок получит от родителей опыт ПРИНЯТИЯ своего права быть несогласным — он получит мощную опору, непоколебимую основу, уверенность в самом себе.

Это одна из важнейших составляющих устойчивой зрелой личности, которая закладывается только при помощи других людей.

И если этот фундамент не будет прочно заложен в детской психике, это будет крайне уязвимая зона для взрослого на всю оставшуюся жизнь.

Отсутствие этого фундамента может приводить к:

• невозможности отстоять свои границы;
• невозможности остановить насилие;
• депрессии (потому что нет права на свои желания);
• расстройствам пищевого поведения, зависимостям и другим видам саморазрушающего поведения (потому что человек в своей основе не имеет права на жизнь).

А ещё, когда в детстве не даётся это право на несогласие, на протест, то мы застреваем в этом, не развиваемся, не продвигаемся дальше. Мы, вырастая, так и продолжаем сопротивляться. Родителям, начальству, государству, вообще любым системам.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить