1. Нeпослушание — eдинственное, что рeбенок мoжет противопоставить неправильному обращению с ним.

2. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как и дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

3. Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

4. …чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка — это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

5. Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: «Меня не любят».

6. ....дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе их.

7. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»… Другое дело, если он натолкнулся на серьезную трудность, которую не может преодолеть. Тогда позиция невмешательства не годится, она может принести только вред.

8. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому; по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

9. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

10. Подростковая мода подобна ветрянке — многие ребята ее подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но не дай Бог родителям в это время войти в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью.

11. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

12. Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу! Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

13. Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.

14. Нежелательное поведение ребенка есть нормальная реакция на ненормальные условия жизни.

15. Строгая мама эмоционально отгорожена от ребенка, по крайней мере, он так чувствует.

16. Дайте ребенку быть самим собой. Не подталкивайте его все время. Не учите его. Не читайте ему нотаций. Не пытайтесь его превозносить. Не заставляйте его делать что бы то ни было!

17. Разве не менее известно, что наблюдение за ходом собственной деятельности мешает этой деятельности, а то и вовсе ее разрушает? Следя за почерком, мы можем потерять мысль; стараясь читать с выражением — перестать понимать текст.

18. Самопознание и самовоспитание — это первый долг родителей и учителей, если они претендуют на воспитание ребенка. Без этой личностной работы они, вместо того, чтобы вводить ребенка в культуру, нагружают его собственными проблемами.

19. Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.

20. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке..

Дети рождаются с естественной способностью приходить в равновесие после огорчений, разочарований, ссор, усталости, переутомления и даже травм. Дети приводят себя в состояние баланса через игру, смех, привязанность и нежность. И еще один способ, помогающий им достичь успокоения, зачастую непонимаемый, – это плач!

Если кто-то любящий может позаботится о них, принять их выражение эмоций и дать чувство опоры и поддержки, дети могут в буквальном смысле сбросить груз стресса, разочарования, шока и даже травмы с нервной системы, просто поплакав. Младенцы и дети постарше знают, что им нужно, и стремятся к этому. Через плач всегда выражается какая-либо потребность. Одной из наименее изученных и понимаемых, но чрезвычайно важной является собственно потребность сбросить стресс, поплакав в объятиях взрослого.

Я не хочу сказать, что детей нужно оставлять плакать одних. Поймите правильно: это даже близко не похоже на то, чтобы оставлять ребенка плакать в одиночестве, чтобы он научился сам засыпать, “сам успокоился” или учился самостоятельности. Ребенок, не получающий ответа на свои слезы, вместо освобождения от стресса гораздо более вероятно будет накапливать стресс. Вы можете ознакомиться с положением Австралийской Ассоциации Детского Умственного Здоровья (AAIMHI), в котором выражается обеспокоенность тем, что родители практикуют контролируемые слезы (чтобы научить детей самостоятельно засыпать или дать им прокричаться), а также с их положением о реагировании на сигналы ребенка.

Младенцы и дети постарше могут искать состояния равновесия разными способами: они просят еды, прикосновения, контакта глаз, активности, отдыха, успокоения, им может быть слишком жарко или слишком холодно, они хотят пойти на улицу или оказаться в спокойной атмосфере. Часто родителям приходится действовать методом исключения, особенно в первые месяцы, пока они только учатся распознавать сигналы ребенка и различать разные виды плача. Иногда родители, подобно тому как ищут потерянные ключи от машины, могут ходить кругами, проверяя список возможных потребностей ребенка и отчаянно размышляя, что они упускают!

Поправки в списке возможных потребностей ребенка

Помню, когда моему старшему сыну было около 5 недель, как-то раз он стал очень беспокойным и без конца плакал. Ничего не помогало. Я покормила его, спела ему, погуляла с ним, положила его в слинг; посмотрела на него с теплотой и вниманием, вслушиваясь в его крики; поменяла подгузник, снова покормила. Затем я постелила его пледик перед собой на ковер и положила его на спинку – он тотчас же стал сучить ногами и махать руками, на лице огромная улыбка, немедленный восторг и радость! “Ага! Теперь я знаю, что еще ему может быть нужно!”

Но бывают случаи, когда ребенок плачет несмотря на все наши усилия, часто это происходит потому, что ему нужно поплакать. Это не означает, что мы не можем ему помочь или мы ему не нужны. Мы необходимы ему рядом, ему нужно наше полное понимание во время плача – нужно, чтобы мы сопереживали, а не прерывали плач. Когда ребенок сильно расплакался, ему требуется, чтобы мы были рядом и принимали и поддерживали его, пока он плачет. Ему нужно, чтобы родители добавили в свой “список возможных потребностей ребенка” потребность поплакать.

Когда ребенок пугается, он тут же вздрагивает и замирает, возникает сильное напряжение, а затем так же неожиданно он начинает сильно плакать. Эти слезы высвобождают напряжение вследствие шока. Если слезы позволяются и находят поддержку, с вашим любящим и принимающим вниманием он успокоится и снова почувствует себя расслабленным и умиротворенным. Когда ребенок испытывает очень сильный шок или получает травму, ему может понадобиться поплакать несколько раз, возможно, каждый раз, когда он видит, слышит, чувствует запах, трогает или по-другому соприкасается с напоминающей ему о пережитом шоке вещью. При условии разрешения и эмоциональной поддержки он будет плакать столько раз, сколько нужно, пока не изольет весь шок.

Если потребность ребенка в плаче не поддерживают, а наоборот утихомиривают, осуждают за слезы, пытаются накормить, щекочут, чтобы заставить смеяться, или по-другому отвлекают от плача, сброс напряжения будет отложен, и стресс станет накапливаться. Если это повторяется регулярно, стресс, не получая выхода, создает напряжение в организме ребенка и может повлиять на сон, уровень сил и общее самочувствие.

От чего дети испытывают стресс?

Как и в примере с шоком, в жизни ребенка множество ситуаций, которые могут привести к необходимости снять стресс. Возможно старший ребенок (случайно или намеренно) ударил его игрушкой, он может испытывать гнев или разочарование, которые также ищут выхода в виде слез. Другие примеры: страх расставания, горе, переутомление, напряженные отношения в семье, прерванная игра, разочарование от того, что его не принимают, конфликты с братьями и сестрами, трудности в развитии, такие как научиться переворачиваться со спины на живот, ползать, ходить, говорить, качаться на качелях, плавать, ездить на велосипеде, заводить друзей и так далее и тому подобное.

Перегрузка нервной системы. Напряжение в таких ситуациях может накапливаться внезапно или постепенно, но в какой-то момент его станет больше, чем нервная система способна вынести. Ребенок взрывается слезами, и эти слезы могут дать выход стрессу, напряжению и сильным эмоциям, если плач поддерживают, а не подавляют. Плач – это инстинктивный физиологический механизм снятия напряжения. Он запускается, когда организм достигает перегрузки. У нас всех бывали моменты, когда напряжение было слишком сильным и мы начинали плакать. Если нас не отталкивают и не стыдят за плач, слезы приносят большое облегчение и дают возможность снова ясно мыслить.

Для детей, чье выражение чувств позволяется и поддерживается, большие переживания не превращаются в большие проблемы: они чувствуют, они выражают чувства, они снова счастливы, спокойны, умиротворены, уравновешены и готовы играть, есть, спать, в зависимости от следующей по важности физиологической потребности.

Когда родители начинают понимать, что плач ребенка влияет на него положительно, они чувствуют себя свободными от непосильной задачи все время поддерживать ребенка в хорошем настроении. Родители освобождены от чувства вины и бессилия, когда ребенок огорчен. Когда родители начинают уделять внимание тому, чтобы быть рядом с ребенком в его огорчении, а не пытаться исправить ситуацию или уговорить ребенка не огорчаться, или переделывать мир ребенка, чтобы избежать огорчений, они замечают, что их присутствие и принятие чувств ребенка - это именно то, что ему и было нужно. Когда родители рядом с ребенком в его горе, он чувствует себя услышанным и может начать преодолевать огорчения проще. Принятие и любящее присутствие родителя говорит ребенку: “чувствовать грусть/ злость/ огорчение/ разочарование – это нормально”, и ребенок сам начинает принимать эти чувства, выражать их и отпускать, не пытаясь изменить или побороть их.

Женевьев Симперингхэм. Перевод Ирины Одновал

Не так уж и редко консультантам случается слышать: "А мне посоветовали отучать ребенка засыпать только с мамой - просто не подходить к нему ночью, и всё. И действительно, пару ночей поплакал, зато теперь спит как ангел, вся семья счастлива!" Да только все ли счастливы в этой ситуации?..

Вот интересная информация для «строгих, но справедливых» противников убаюкивания малыша у мамы: в 2011 году было проведено исследование под серьезным научным названием «Асинхронность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси активности матери и младенца после прекращения ответа на плач младенца в период перехода ко сну» *(Wendy Middlemiss, Douglas A.Granger, Wendy A. Goldberg, Laura Nathans, 2011).

Зачем спорить, засыпает ли малыш счастливым сном или молча отключается, испытывая при этом горечь и тревогу? Это можно точно установить экспериментальным путем. Ведь мы живем в такое время, когда приборы способны измерить все, что угодно, даже степень сочувствия и взаимопонимания.

Итак, в эксперименте участвовали 25 малышей, мальчики и девочки в возрасте до 10 месяцев. В течение пяти дней мамы учили их засыпать, следуя известному рецепту. На строгом научном языке все это безобразие называлось «Связь материнского и младенческого поведения с сигналами младенца в период обучения самостоятельному засыпанию». У мам и детей при этом брали на анализ слюну и определяли, как изменяется уровень гормона стресса кортизола.

В первый день эксперимента уровни кортизола в момент беспокойства при засыпании были «положительно связаны». Проще говоря, когда ребенок начинал плакать, уровень кортизола повышался и у него, и у матери. Как только малыш успокаивался, засыпал, уровень кортизола снижался у обоих.

На второй день, когда ребенок начинал плакать, а мама к нему не подходила, то уровни гормонов стресса были по-прежнему «положительно связаны».

А вот на третий день эксперимента ученые зарегистрировали «физиологический и поведенческий диссонанс» у деток. Уровень гормонов стресса по-прежнему повышался и долго держался на стабильно высоком уровне, но дети уже не плакали. У мам повышения уровня кортизола с этого дня больше не отмечалось.

Ученые пришли к выводу, что диссонанс между физиологической и поведенческой реакцией ребенка приводит к диссонансу гормонального ответа матери. Сейчас в научной среде обсуждается, насколько вообще безобидно такое нарушение детерминанты материнской и детской физиологической синхронности в раннем детстве.

Оказывается, мамы, которые советовали подругам проверенный способ дать поплакать, чтобы потом ребенок спокойно засыпал, обманывали и самих себя и окружающих! Да, правда, что когда родители приучают ребенка, что никто не будет всерьез воспринимать его «капризы», то в конце концов ребенок перестает плакать один в кроватке. Правда и то, что с точки зрения матери он «отлично сам засыпает», она ведь перестает чувствовать, как ему плохо на самом деле.

Но неправда, что это безобидно и даже хорошо для ребенка, чьи гормоны стресса остаются повышенными (гормоны стресса способны повреждать мозг). И еще получается, что на самом деле мать не ребенка тренирует, а искусственно блокирует у себя нормальную врожденную физиологическую реакцию.

...но что же происходит при этом с ребенком? Немного подробнее рассказал об этом испанский педиатр Карлос Гонсалес в своей книге "Целуйте меня! как воспитывать детей с любовью".

В 1950 году по просьбе Организации Объединенных Наций Джон Боулби начал собирать материалы для доклада о нуждах детей-сирот. В результате этой работы на свет появилась книга, в которой описывается воздействие на детей разлучения с родителями. Материалом для книги стали в основном наблюдения за детьми, попавшими в больницу, и за теми детьми, кого разлучили с родителями и эвакуировали в сельскую местность, спасая от бомбежек Лондона во время Второй мировой войны.

Среди часто проявлявшихся краткосрочных эффектов разлучения были следующие...

- Дети становились очень требовательными к матери или тем, кто за ними присматривал, постоянно требовали к себе внимания, настаивали, чтобы все исполняли так, как они хотели, и испытывали страшные приступы ревности и вспышки раздражения.

- С любым из находившимся рядом взрослых дети завязывали максимально формальные, хотя и внешне благополучные отношения.

- Дети впадали в апатию, теряли интерес к происходящему, предавались ритмичным действиям типа раскачивания взад-вперед, иногда намеренно бились головой.

Как утверждает доктор Фербер (большой сторонник приучения детей засыпать самостоятельно, оставляя их плакать сначала на одну минуту, потом на три, потом на пять; то, что во всем мире называется "методом Фербера", а в Испании известно как "метод Эстивиля"), в некоторых случаях подобные ритмические действия и удары головой - это нормально:

Многие дети совершают повторяющиеся, ритмические действия перед сном, либо когда просыпаются среди ночи, либо по утрам. Они раскачиваются, стоя на четвереньках, качают головой из стороны в стороны, бьются головой о подушки или матрас. По ночам такое поведение может продолжаться, пока ребенок не уснет, а по утрам - до полного пробуждения. <...>

Если ребенок начинает совершать подобные ритмические действия в возрасте до полутора лет и по большей части прекращает их к трем или четырем годам, обычно это не указывает на наличие психологических проблем. Чаще всего дети с таким поведением - счастливые и здоровые малыши без заметных проблем или существенных сложностей в семье.

Поразительно, к каким двойным стандартам прибегают педиатры в оценке того, что является нормальным поведением, а что - нет, - заключает Карлос Гонсалес.

Итак, мы видим, что ребенок, которого "всего лишь" оставляют проплакаться, демонстрирует те же самые признаки, что и ребенок, попавший в бомбежку и оставшийся сиротой без родителей! Но защитники метода "поплачет и перестанет" предлагают нам верить, что это нормально и что малыш при этом здоров и счастлив...

Это не так - ни с моральной точки зрения, ни с точки зрения доказательной медицины, бесстрастно фиксирующей у детей признаки тяжелого стресса при внешнем отсутствии реакции. Вспомните об этом, когда вам предложат оставить ребенка "немного поплакать, чтобы потом все было хорошо".

Авторы: Татьяна Кондрашова, Ирина Рюхова, "Новый уровень".

Если мы посмотрим на эту проблему с точки зрения психических процессов и потребностей ребенка, станет совершенно очевидно, почему же он предпочитает многому мультик или компьютерную игру, и почему ребенка от этого не оторвать.

Понадобится буквально несколько предложений, чтобы объяснить это.

Первое, что важно понять, что это вполне естественный выбор.

Вспомним о мотивации.

Они выбирают то, что им интересно. И, как правило, мультики и гаджеты, и правда, гораздо интереснее, чем то, что мы порой им предлагаем. Просто потому, что мы предлагаем то, что считаем правильным, полезным и нужным, не особо опираясь на их желания. А там - в гаджетах - они выбирают то, что нравится именно им.

Да, ему там интереснее, и это стоит признать. Там и нам интересно. Неужели вы никогда не зависали ни над какой игрой до глубокой ночи? Вам станет легче, когда вы перестанете видеть в этом лень, когда вы перестанете опасаться, что из-за этого он не будет учиться и
станет дворником, когда вы перестанете думать, что ваш ребенок какой-то не такой, вон у соседки дочка не сидит сутками с гаджетами.

Каковы основные причины, по которым нам не нравится то, что ребенок проводит много времени с гаджетами? Это обычно следующие опасения, причины и их последствия, которых дошкольник, конечно же, не осознает:

портится зрение;
есть какое-то влияние на психику;
ребенок не общается вживую;
"ребенок тупеет, играя в стрелялки".

Чтобы осознавать вред экрана для глаз, вред воздействия гаджетов на мозг, необходимо иметь рациональное мышление - осознавать последствия своих действий, уметь смотреть наперед, планировать. Это всё отсутствует у детей до 5-6 лет. И когда они готовы часами
смотреть мультики, к ним совершенно бессмысленно приставать с тем, чтобы они поняли, что это вредно. Они не могут этого понять.

После пяти лет начинает развиваться рациональное и абстрактное мышление. Но это совсем не значит, что теперь они стали способы осознавать вред и последствия своих действий. Ребенок живет здесь и сейчас и не может жить представлениями о будущем. Это признак зрелости, которая еще очень далека от дошкольного возраста. Итак, вред они осознать не могут.

Вспоминаем про внимание (до 3 лет одноканальное и только к шести годам полностью формируется двухканальное). Если оно направлено на мультики, то переключить его очень сложно. И ждать, что ребенок сам это с легкостью сделает - бесполезно. И даже если ребенку уже шесть, то помним про мотивацию: ребенку интересно играть в компьютерную игру и неинтересно то, на что вы ему предлагаете переключиться (например, на нравоучения о том, как же вредно столько играть). И он не может с
интересного переключиться на неинтересное.

Что мы им предлагаем более интересное, чем мультики или игры? Иди почитай, иди поиграй в игрушки, иди сделай уроки. Но давайте признаем, это совсем не так интересно.

Им надо вживую показывать ту самую интересную жизнь, о которой мы говорим, когда пытаемся выдернуть их из компьютера. А если мы ее показать не можем, поскольку сами сидим там же? Так, может, признать, что не так там и плохо, раз сами сидим? А если считаем, что все же плохо, но сами делаем то самое, от чего пытаемся оторвать детей, то просто признайте, что не получится нравоучениями выбивать это из детей. Они все равно воспитываются на примере и только.

Итак, перестаньте бояться и обвинять ребенка в том, что ему там интереснее. Это надо просто признать. И уже после этого признания думать, что делать. Отсутствие лишних ожиданий от ребенка (что он должен сам понять и ограничивать себя) обычно уже приносит облегчение.

Как играть с малышом так, чтобы это было не только весело, но и полезно? Эти развивающие игры для двухлеток вам помогут!

ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ

Нарезать из поролона небольшие кусочки и вместо ложки дать ребенку пинцет. Ухватывать пинцетом и перекладывать легкие поролоновые шарики не просто, но очень интересно! Кусочки поролона можно заменить и другими мелкими предметами: крышками от бутылок, деталями конструктора и так далее…
Это упражнение развивает координацию движений, пространственное воображение и тактильные ощущения.

БОЛЬШАЯ СТИРКА

Сообщите малышу, что его куколка (или другая игрушка) запачкала свой носовой платочек (носочек, шапочку и т.п.). Попросите его помочь куколке – устроить большую стирку. Налейте в таз воды, покажите малышу, какими движениями платочек нужно стирать, как его полоскать, отжимать, как развешивать его на веревочке и как крепить его прищепкой. Помогите ребенку выполнить все эти действия самостоятельно.
Это задание хорошо развивает моторику рук и мышление.

ПРИЩЕПКИ

Протяните в комнате веревочку. Попросите ребенка помочь вам развесить с помощью прищепок «белье» - платочки, носочки, другую мелочь.
Это задание очень хорошо развивает детские пальчики (что хорошо сказывается на развитии речи и мышления малыша).

ИСКУПАЙ КУКЛУ МАШУ

Скажите малышу, что его кукла Маша (или другая игрушка) испачкалась, и что ее нужно искупать. Налейте в таз воды, предложите ребенку искупать куколку, намылить ее губкой, ополоснуть, закутать в полотенце.
Эта игра развивает пальчики ребенка, а также его мышление.

СОБЕРИ ПАЛОЧКИ

Рассыпьте перед малышом длинные макароны или счетные палочки. Попросите ребенка их собрать и опустить в узкое отверстие (дырочку в дуршлаге, сахарницу, бутылочку с узким горлышком, прорезь в коробочке). Собирать мелочь с ровной поверхности – непростая задача для детских пальчиков… Ну а уж опускать их в узкую щелочку - и подавно.
Это упражнение развивает мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышлении ребенка.

НАЙДИ!

Поиграйте с ребенком в «искалочку». Ищите вместе:
• Что в этой комнате большое? А что маленькое?
• Что в этой комнате твердое? А что мягкое?
• Что в этой комнате ароматное?
• Что в этой комнате синее, красное, желтое?
• Что в этой комнате пушистое, красное, прозрачное, вкусное и так далее…
Эта игра развивает внимание ребенка, расширяет его познания об окружающем мире и словарный запас.

ЗАКОНЧИ РИСУНОК

Эту игру стоит попробовать, если ребенку уже исполнилось 2,5 года. Нарисуйте на карточках фрагменты простых геометрических фигур и незамысловатых картинок и попросите ребенка закончить рисунок. 
Это задание развивает логику, воображение и мелкую моторику. Начинать играть в эту игру, конечно же, стоит с самых простых заданий. 

СОРТИРУЕМ ПО ЦВЕТУ

Сортировка - один из самых популярных навыков, которые тренируют у детей от 2 до 3 лет.
Выложите перед ребенком различные интересные предметы и предложите отсортировать их по цветам. Можно складывать предметы в разноцветные чашечки или стаканчики или использовать для этого цветные карточки. Можно выложить дно органайзера цветной бумагой и у вас получится захватывающее пособие для сортировки (такие органайзеры продаются в большинстве хозяйственных и «ремонтных» магазинов). Можно заняться сортировкой прямо на прогулке, собирая в контейнер от яиц интересные природные находки.
Эта игра помогает изучать цвета, а также развивает навык сортировки (а вместе с ним – логическое и математическое мышление).

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ КОНСТРУКТОРА

Попросите малыша соотнести силуэты, нарисованные на бумаге, с объемными фигурами конструктора. Это занятие станет намного интересней, если попробовать сложить из деталек конструктора симпатичную картинку.

БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ

Предложите ребенку выложить предметы по убыванию размера: большой, поменьше, самый маленький. Любая мама может нарисовать простые картинки для сортировки – птичек, домики, цветы или деревья. Это не сложно и по силам каждому. Ну и конечно, можно вообще ничего не рисовать, а использовать то, что окажется под рукой, например, рассадить игрушки по росту (самую большую игрушку – на самый большой «коврик», игрушку поменьше – на коврик поменьше и т.д.). А затем угостить их вкусным чаем – каждой игрушке – чашечку своего размера.

ПОВТОРИ УЗОР

Нарисуйте на листе бумаги домик. В этом домике много-много комнат. И в каждой находится какой-нибудь предмет. Попросите ребенка повторить рисунок и украсить первый этаж домика точно такими же предметами, как и на втором.
Эта игра развивает внимание у детей. В нее легче играть детям, которым уже исполнилось 2,5 года.

РАЗВИВАЕМ ВООБРАЖЕНИЕ

Что можно сделать с ватными шариками?
• Слепить из нескольких маленьких шариков один большой шар.
• Пересчитывать их.
• Удерживать их на разных частях тела – голове, на плече или на носу.
• Ходить, зажав шарики между пальцами ног.
• Положив их на стол, стараться их сдуть.

УЧИМСЯ РАСПОЗНАВАТЬ ЗВУКИ

Помогите малышу научиться распознавать звуки, которые его окружают. Прислушайтесь как тикают часы, попытайтесь им подражать. Ходите по квартире и прислушивайтесь к различным звукам. Сами можете стать их источником – открывайте, закрывайте двери, стучите друг об друга деревянными ложками, наливайте в стакан воду. Поиграйте с ребенком в игру: «Какой звук сейчас слышишь?». В эту игру можно играть и перед сном. Во время сна могут мешать различные звуки. Помогите малышу свыкнуться с ними. Птицы, сирены, шум самолета, машин и т.д.
Эта игра облегчит вам процесс укладывания спать.

ПОМОГИ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА

Существует множество домашних дел, в которых малыш может принять непосредственное участие. Помочь вам на кухне, собрать ложки, одновременно развивая ловкость и сноровку пальцев. Сложить кастрюли одну в одну, закрыть их подходящими по размеру крышками. Помыть стол. Почистить, банан, или разложить салфетки около приборов. Развернуть пачку маргарина и т. д. В чем бы не помогал ребенок, обязательно попросите его «Помоги мне, пожалуйста». Пока вы занимаетесь приготовлением обеда, дайте ребенку различные баночки и крышки. Пусть подбирает подходящие и закручивает их на баночки.

УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ФОРМЫ

Походите по квартире и ищите только одну форму. Также можно открыть журнал и поискать там, например круги. В эту игру можно играть где угодно. Малыши от такой игры приходят в неописуемый восторг.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Польза такой гимнастики неоспорима. Делая массаж руки и пальчиков, мы стимулируем работу внутренних органов и нервной системы малыша. Мамины прикосновения, ласковые поглаживания, улыбка, мягкий дружелюбный голос приносят малышам большую радость, возникает эмоциональная привязанность. Настроение ребенка поднимается, он понимает мама его любит. Ни телевизор, ни прослушивание аудиозаписи не позволят установить тесную эмоциональную связь между ребенком и мамой или папой. Кроме этого, пальчиковая гимнастика развивает координацию движений.

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Возьмите веревку и положите ее на пол. Возьмите ребенка за руку и шагайте с ним вдоль нее, распевая при этом этот стишок:

Идем с тобой по ниточке, по ниточке
Идем с тобой по ниточке
Давай еще разок.
Мы прыгаем по ниточке…
Ползем по ниточке…
На цыпочках по ниточке…
Также через веревку можно перепрыгивать по хлопку, представить, что там ручеек и т.д.

Тут мы, конечно, делаем оговорку: то, чем он занят, безопасно, не выходит за рамки правил и допустимого в данной ситуации поведения, не ведет к катастрофе.

Ну то есть, если дитя сидит и уже час катает одну и ту же машинку по старой папиной футболке, вытащенной из корзины для грязного белья, то не надо ему предлагать более осмысленные, полезные, развивающие или попросту менее странные занятия. Мать, пусть катает, сядь попей кофе, полежи с книжкой, накрась ногти или просто поковыряй в носу.

Занят – отлично.

Ребенок разобрал пирамидку и полчаса с упорством просто крутит колечки на пальцах. Боже мой, он же ничем не занят! Срочно бросаемся к ребенку, показываем ему, в чем сакральный смысл пирамидки и священный долг играющего (собрать на палочку колечки от большого до маленького), радуемся, что вот теперь игра пошла в полезное русло… ан нет, не пошла, интерес утрачен, мама, иди сюда, мама, хочу то, хочу се, ну вот, оставалось только суп заправить, а теперь дитя на ноге повисло, а ведь сидел бы и играл бы.

Серьезно??

Что интересно, у взрослых есть представление о том, что такое «надо», но также есть и «что хочу, то и делаю». Ну то есть, если ко взрослому человеку в его законный выходной кто-то подойдет со словами «чай пьешь? Ага, молодец, только во-первых, чай не пьют из кофейных чашек, а во-вторых, вот тебе ракетка, иди поиграй в бадминтон, погода хорошая», то он как минимум будет послан в вежливой форме. Как минимум.

Но с детьми типа можно. Взрослые типа лучше знают.

А ребенку плевать, что по железной дороге должен ездить паровоз, и в этом смысл игры. Он хочет сесть в углу на пол и битый час стрелять по невидимым мишеням из изогнутой части этой самой железной дороги.

Пусть стреляет. Ему надо.

Дочь недавно нашла мои носки. За то время, пока она самым бездарным образом губила драгоценное время, которое можно было бы посвятить развивающим занятиям, пока она надевала носки на свои ноги, руки, делала из них шарфик и просто мусолила, я успела вымыть и уложить свои волосы, сделать макияж, помыть посуду и попить чаю. Cделала ребенку спокойную и довольную маму.

У нас соседка жалуется, что ребенок безынициативный. Я смотрю, как они гуляют: «Иди покатайся с горки! Идем на качели! А вот давай мяч побросаем! А вот идем порисуем мелом! А что ты стоишь без дела, давай, хватай самокат!»

Откуда у него инициатива возьмется, если его со стороны постоянно переключают, если он даже не успевает сообразить, нравится ему занятие или нет?

Так вот: играет – не трогай.

А если просто лежит и ногой болтает – тоже. Пусть полежит. Конечно, страшно и ужасно, что он целых полчаса не будет пускать пузыри, делать логопедические упражнения, рисовать, учить буквы или осваивать разнообразные ролевые модели поведения в рамках игры с куклами и зверюшками, но… Но пусть учится сам искать себе занятие, это потом в будущем сильно пригодится.

Вот посмотри на ребенка, который занят якобы какой-то бессмысленной ерундой, прикинь, не опасна ли она, и лови момент – занимайся, чем хочешь, пока твоего внимания не требуют. А уж потом и на полезное можно переключаться. И лучше, когда к этому готовы все участники процесса.

Не я придумала. Но работает «на ура».

Дарья Ивановская

Путем проб и ошибок ребенок приобретает знание того, как функционируют те или иные предметы. Игры, связанные с открытиями и экспериментами, помогают ответить на вопросы:
«Что это такое?» и «Как это действует?».

Детям необходимо исследовать. И чем сложнее попадаются задачи, тем увлеченнее они приступают к их решению, иногда при помощи подручных средств и в ущерб семейному бюджету.

Стоит ли реагировать на подобную «выходку» криком и наказанием?

Времена дефицита остались в далеком прошлом. Прилавки завалены разнообразными, качественными и вполне доступными по цене товарами. Фломастеры, цветная бумага, краски, яркий и мягкий пластилин, детские носочки и колготки, жевательная резинка — это мелочи, которые никому не приходит в голову как-то особенно беречь. Потерялось или пришло в негодность — купим новое.

Сегодня практически любой родитель может ежедневно покупать по пачке фломастеров. Нельзя искусственно требовать от ребенка ценить вещи, которые мы сами ценными вовсе не считаtv. Дети чувствуют фальшь очень тонко.

Если вы хотите научить ребенка быть экономным и бережливым (конечно, в разумных пределах), то лучше начать с себя. Измените свой подход к вопросу закупки канцелярских товаров.

К примеру, вы можете выдать малышу не целый лист цветной бумаги формата А4, а заранее отрезанную половину. И вам экономия, и ребенку удобнее вырезать фигурки.

Малыш подрос и норовит превратить стены в художественные полотна? Выделите для рисования специальный кусочек стены, закрепив на нем ватман.

Ребенок в творческом порыве смешивает весь пластилин в один большой серый комок, втыкает в него макаронины, прилепливает бусины... На ваш взгляд, такое использование материала нерационально? Разделите пластилин на части и выдавайте порционно, на один раз. Научитесь делать массу для лепки самостоятельно, это сэкономит ваши деньги, а малыш и не почувствует подмены.

В том случае, если игрушек много и под них не выделена отдельная комната, следите за тем, чтобы в игровой зоне соблюдался порядок. Определите для каждого вида игрушек свое место, занимайтесь уборкой вместе с малышом. В таком случае ребенок будет внимательнее относиться к вещам, быстрее их находить, ниже вероятность случайной поломки или порчи.

Словом, экспериментируйте и помните, что именно вы закладываете в ребенке навыки бережливости, аккуратности и ответственности.

Годовалый ребенок поражает взрослых неиссякаемым интересом ко всему окружающему. Покупая игрушки, отдавайте предпочтение развивающим материалам, соответствующим уровню развития малыша.

Не стоит покупать дорогих вещей, если ребенок в силу возраста не способен обращаться с ними аккуратно. Это неоправданная трата.

По мере взросления ребенка ему стоит объяснять простые правила эксплуатации вещей, которых вы придерживаетесь сами.

В большинстве случаев дети портят вещи не нарочно. Просто они увлекаются и забывают об осторожности. Когда юный художник что-то увлеченно рисует, он просто не способен думать о том, что нужно еще и закрывать фломастеры колпачками. Выход один — следить и тактично напоминать малышу о бережном отношении. Со временем он научится следить за собой самостоятельно.

Если подросшему ребенку покупается что-то дорогое, и он из-за несоответствующего отношения теряет это или ломает, то здесь также не стоит ни ругаться, ни бросаться покупать взамен что-то аналогичное.

Ребенку должна стать очевидна причинно-следственная цепочка: он испортил интересную вещь и теперь ее у него нет. То есть даже трехлетнего малыша учит сама жизнь.

Маленькие дети не имеют представления о том, что сколько стоит. Задача родителей: со временем познакомить их с понятиями дешевая/дорогая вещь, привить соответствующее отношение.

В магазине игрушек малыши часто выбирают самые дорогостоящие модели. Не спешите оттаскивать их от прилавков. Разрешите ребенку поделиться с вами своими восторгами и мечтами. Избежать требования купить ту или иную игрушку немедленно поможет простая фраза: «Да, я вижу, тебе очень нравится этот грузовик. Мне он тоже нравится! Но он о-о-о-о-очень дорогой». Большинство детей относится к такому объяснению с пониманием.

Подарив ребенку в дальнейшем желанную игрушку на какой-либо праздник, вы увидите — он будет относиться к ней со всей должной аккуратностью и чувством ответственности.

Более сложная ситуация: ребенок испортил какой-то предмет, ему не принадлежащий.

Наказывать в подобном случае нет необходимости. Но не стоит и скрывать своих переживаний. Если вам грустно — покажите это, выразите словами: «Мне так жаль, что моя любимая чашка разбилась». Ребенок увидит ваше огорчение, переживет его вместе с вами, почувствует ответственность за те вещи, которые ему не принадлежат, но ценны кому-то другому.

Многие родители постоянно напоминают растущему чаду: все, что у тебя есть, покупаем мы, а следовательно — вещи по-настоящему тебе не принадлежат. Это в корне неверный метод. Отсутствие личных границ и личной территории в период взросления может обернуться такими психологическими проблемами в будущем, по сравнению с которыми сломанные машинки и засохшие фломастеры — полная ерунда.

1. Сенсорное развитие:
• Цвет (4 основных: красный, жёлтый, синий, зелёный) 
• Размер (длинный-короткий, высокий – средний-низкий, большой-средний-маленький)
• Форма (круг, кольцо)
• Ощущения (мягкое-твердое, тонет-не тонет)

2. Развитие элементарных математических представлений:
• Понятия («такой же», «много-мало», «столько же», «поровну»)
• Развитие пространственной ориентации на плоскости (верхний/нижний правый/левый угол, центр)
• Счет до 5

3. Развитие речи:
• Пропевание таблицы Зайцева 
• Упражнения на дыхание
• Артикуляционная гимнастика
• Слухоречевое развитие (громко-тихо, различение звуков, развитие умения различать слова похожие по звучанию, развитие умения повторять ритмический рисунок)
• Звукоподражание (домашние животные и птицы)
• Развитие умения говорить предложениями

4. Развитие мелкой моторики:
• 2-пальцевый захват предметов
• Шнуровка
• Лабиринты
• Наматывание ниток на клубок
• Использование ложки и сита
• Насаживание предмета на палочку через узкое отверстие

5. Развитие навыков конструирования:
• Плоскостное (счётные палочки)
• Объёмное (башня из 2 кубиков, забор из кирпичей, будка из 3 деталей)

6. Развитие представлений об окружающем мире:
• Домашние птицы и животные (утка, курица, петух, свинья, баран)
• Дикие животные (белка, крокодил, «кто что ест»)
• Музыкальные инструменты (металлофон, барабан)
• Фрукты (яблоко)
• Свойства бумаги
• Воздух
• Времена года (зима, весна, лето, осень)

7. Физическое развитие и игры:
• Ходьба (кривые дороги, по бревну или доске, по горке, по кочкам)
• Бег (догонялки, с препятствиями)
• Игры с мячиком или мячами (бросаем, катаем, носим, ловим)
• Прыжки (через препятствия, резинки, классики)
• Лазанье (шведская стенка, диван, обруч, тоннель)
• Для ног (всякие массажные коврики, крупа, хождение на цыпочках и т.п.)
• Хороводы и танцы
• Висеть на кольцах, перекладинах
• Плаванье или игры в воде
• Прятки и жмурки
• Зарядка (в том числе со стишками)
• Велосипед

8. Развитие психических процессов: восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, память, внимание.

9. Развитие творческого потенциала: использование разнообразных традиционных и нетрадиционных техник рисования, аппликации, лепки.

Многие родители ждут не дождутся, когда же с ребенком можно будет осознанно общаться, а когда этот момент — примерно тогда, когда малышу исполняется три года, — наступает, даже не знают, как наладить контакт. О чем говорить с ребенком? Что с ним обсуждать?

Издание Romper составило список из 50 вопросов, которые можно задать ребенку на понятные ему темы. Представляем вам этот полезный перечень.

✅ О насущном

В три года дети ведут крайне активную жизнь, согласитесь? Прогулки, занятия, игры, новые знакомства и приключения, которые начинаются, едва малыш выходит за порог дома. Так что вы вполне можете поговорить о том, как прошел его день. Вот что можно спросить.

Чем ты сегодня занимался?
В саду было интересно?
Что тебе сегодня больше всего понравилось?
Ты был добр к своим друзьям?
Что ты ел? Тебе понравилось?

✅ О еде

Да, к слову о еде! Все трехлетки — те еще гурманы! К этому времени они определяются с тем, что они любят и в особенности с тем, что не любят. Самое время расспросить их о кулинарных предпочтениях.

Что ты больше всего любишь есть на завтрак? А на обед? А на ужин?
Какой твой любимый перекус? Какие вкусняшки любишь?
Ты больше любишь соленое или сладкое?
Что бы ты хотел попробовать приготовить вместе со мной?
Что из еды тебе больше всего не нравится?

✅ О звуках

Звукоподражание — один из важнейших элементов общения с ребенком. Вместе вы мяукаете, крякаете и мычите (не бойтесь, мы никому не расскажем), но ведь вокруг куча других звуков, несвязанных с животным миром. Почему бы не поговорить о них?

Как думаешь, какие звуки издает грузовик?
Какие звуки тебе нравятся?
Какие звуки тебя раздражают?
Какой звук ты умеешь изображать лучше всего?
Как храпит папа?

✅ О животных

Когда ребенок узнает о животных, он не только изучает, какие звуки они издают и как они выглядят, но также знакомится с аспектами родной культуры, ведь в детских книгах именно животные часто выступают главными героями, которые несут какую-либо идею и показывают, как устроен мир вокруг него. Так что животные — неисчерпаемая тема для разговора.

Какое у тебя любимое животное? Почему?
Где живут утки?
Как говорит поросенок?
Какие животные живут на ферме? А в лесу?
Каким животным ты хотел бы стать?

✅ О планах

Чтобы ребенок знал, что он полноценный член семьи, нужно наделять его обязанностями (разумеется, посильными), а также интересоваться его мнением на самые разные темы. Скажем, можно обсуждать с ним ваши ближайшие семейные планы.

Чем тебе хочется заняться на выходных?
Куда ты больше всего любишь ходить?
К кому ты хочешь сходить в гости?
Что ты наденешь, когда мы пойдем на прогулку?
Что мы возьмем с собой?

✅ О семье

Семья помогает ребенку наладить первые и самые крепкие контакты с людьми. Обязательно обсуждайте с малышом тему семьи и отвечайте на его вопросы, а также задавайте свои.

Как зовут членов твоей семьи?
Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
У тебя есть сестра или брат?
Чем можно заниматься с семьей?
Кто у тебя есть, помимо мамы и папы?

✅ О чувствах

Три года — время взрывных чувств, когда разгон от полного счастья до приступа гнева составляет каких-то пару секунд. Сейчас очень важно говорить с ребенком о чувствах и помогать ему их проживать.

Что делает тебя счастливым и веселым? Отчего тебе бывает грустно?
Что кажется тебе страшным? Почему оно тебя пугает?
Что сегодня было смешного?
Из-за чего ты можешь стесняться?
Что ты больше всего любишь делать?

✅ О занятиях

Трехлетка постоянно что-то делает, придумывает и воплощает в жизнь. Понаблюдайте за ребенком и спросите его о том, чем он занимается.

Что бы ты хотел поделать сегодня?
Какие поделки ты любишь мастерить больше всего?
Чем тебе больше всего нравится заниматься в саду/клубе?
Тебе больше нравится рисовать или петь?
В какие игры можно поиграть на площадке?

✅ Об окружающем мире

Дети часто начинают нести беспорядочную чепуху, когда вы куда-то идете, или задавать тьму вопросов, когда вы дичайше опаздываете. Возьмите инициативу в свои руки и сами начните спрашивать — это немного отвлечет ребенка, а вы узнаете много нового.

Что ты видишь вокруг?
Как думаешь, сегодня будет дождь?
Тебе не кажется, что это облако похоже на тебя?
Какого цвета эти птички? Как они поют?
Сегодня много народу на улице или не очень, как считаешь?

✅ О друзьях

Скорее всего, у вашего ребенка уже появились первые друзья из числа одногруппников в саду или товарищей по площадке и развивашкам. Поговорите с ним о них.

Кто твой самый лучший друг?
А ты хороший друг?
Тебе нравится играть с друзьями по очереди и не ругаться?
Что друзья должны делать друг для друга?
Что тебе больше всего нравится делать с друзьями?

P.S. Конечно, это лишь приблизительный список вопросов, которые вы можете менять и трансформировать по вашей ситуации, ощущениям и вкусу. Этим списком мы всего лишь хотели показать, что тем, которые можно обсудить даже с маленьким ребенком, не так уж мало.

Зима – волшебное время. Не прячьтесь от мороза! Одевайтесь потеплее и бегите на улицу! Даже зимой можно придумать множество интересных подвижных игр. Это так важно для наших детей. Ведь все знают, чтобы не замерзнуть, нужно побольше двигаться.

Игра №1. 
Вы наверняка любите спорт. Даже если это не так, то точно знаете, что такое баскетбол. Обычно в эту игру играют либо в помещении, либо на улице на специально оборудованной площадке, но в теплое время года. А мы будем играть зимой! Правда, это не совсем тот баскетбол, который вы знаете, но смысл игры тот же – попасть мячом в корзину. Для зимнего варианта нам понадобится ведро или старая корзинка без ручки, подойдет даже «ватрушка», на которой вы только что скатились с горы. Играть можно в команде, а можно по одному, когда каждый сам за себя. Лепим снежки и стараемся попасть нашим снежным мячиком в корзинку. Выигрывает тот, кто попадет большее количество раз.

Игра №2. 
Во дворе, в лесу и даже у кого‑то на даче можно устроить снежные баталии. Игра командная: семья против семьи, дети против родителей и т.д., как вам больше нравится. Подготовьте заранее импровизированные флаги для вашей команды. Флага нет – не беда, возьмите большую палку и повяжите на нее шарф или ленту. Теперь нужен штаб. Пусть это будет снеговик и в руках у него будет ваш флаг. Задача каждой команды – добыть флаг своих соперников. Защищаться нужно снежками. Можно поставить условие: в кого попали снежком, тот выбывает из игры, например, на 2-5 минут. На дольше не нужно, чтобы никто не замерз.

Игра №3 называется «Морозильник и плавильник». 
Это вариант летних догонялок. Выбирается один человек – «морозильник». До кого он дотронется, тот «заморозится», то есть должен замереть на месте. А «плавильник» наоборот должен всех разморозить. В процессе игры можно меняться ролями. Очень подвижно и интересно.

Игра №4 «Поиск сокровищ». 
Очень весело играть в нее, когда много снега, а еще лучше в лесу. Заранее приготовьте «сокровища» — пусть это будут маленькие недорогие сувенирчики, желательно такие, которые не боятся снега и влаги. Конфеты лучше не брать или завернуть каждую в пакетик. Разбросайте в снег (только не утаптывайте) ваши «сокровища», засекайте время и давайте команду поиска. Кто больше наберет, тот молодец. Играть можно в команде или по одному.

Игра №5 «Зимний футбол». 
Вы еще не пробовали играть в футбол на снегу и в валенках? Тогда скорее попробуйте! Вот уж где не замерзнете, даже в самый сильный мороз. А впечатлений останется на весь последующий год! Проверено!

Вот лишь некоторые из зимних подвижных игр на свежем воздухе, в которые вы можете поиграть со своими детьми.