В гугле, кстати, на каждый возраст ребёнка вы можете найти свой правильный способ. Гугл не бросит родителей в этой непростой борьбе.

Как же печально, что наказание является чуть ли не единственным способом воздействия. А о том, чем плохи наказания, и какова альтернатива.

1. Отсутствие наказаний не равно отсутствию последствий. Не равно вседозволенности и невмешательству.

2. Повышение голоса, любая эмоциональная реакция, злость, даже крик — это не наказание. Из словаря: наказание — это мера воздействия против совершившего преступление, проступок. Мера воздействия, а не эмоциональный срыв. Наказание в случае детско-родительских отношений — это запугивание, подчинение, подавление, позиция «сверху»: старший может подавлять и подчинять младшего. Это трансляция того, что взаимодействие и регулирование отношений между людьми строится именно таким образом.

3. Последствие не равно наказанию. Если вы перестанете считать, что надо наказывать, если просто измените свою позицию, то будут случаться последствия, но не будет наказаний (хотя иногда может казаться, что это одно и то же; но это, правда, не так).

Итак, наказание — это мера воздействия против совершившего проступок. Что является проступками детей, за которые их наказывают?

Чаще всего это:

1. Их эмоции, которые у детей очень интенсивны и которыми они не умеют управлять в силу возраста (всего детского и подросткового возраста, а не только первого года жизни; уверена, вы и на собственном опыте знаете, что управлять эмоциями не так-то просто даже взрослому человеку).

2. Их желания. Дети ориентируются только на желания, опять же в силу возраста. У них ещё нет развитой силы воли, которая помогает в каких-то случаях делать не только то, что хочется, но и то, что надо (кстати, следовать за своими желаниями — это прекрасно. Нам бы у детей этому поучиться, а не наказывать их за это, подавляя и чувства, и желания).

Наказание, следствием которого должен быть какой-то результат (а результата нет; все равно дети продолжают делать то, за что их наказывают), возможно только тогда, когда развит самоконтроль и сформировано четкое понимание ответственности. У детей этого нет, опять же, в силу возраста. А в силу отсутствия самоконтроля, силы воли, неразвитой эмоциональной сферы (в смысле возможности владеть собой) у ребёнка нет возможности нести ответственность. Не зря же юридически ответственность за ребёнка на родителе, а не на нем самом. А если не про юридическое, а про жизненное — то не надо от него ждать того, чего он не может сделать в силу возраста. Например, он не может перестать делать то, что ему делать очень хочется. Или, наоборот, не может сделать то, чего совсем не хочется.

Итак, если вы думаете, что наказания помогают учиться управлять эмоциями, развивать силу воли и самоконтроль и осознавать ответственность, вы глубоко заблуждаетесь. Это не так.

Наказание делают кое-что совершенно другое. Они разрушают отношения. И на мой взгляд, это уже достаточная причина, чтобы их не использовать. Хотя если для вас отношения не имеют ценности, то можно продолжать.

Наказание формирует страх, стыд и вину. Которые с каждым разом все больше. Это то, что вы хотите взрастить в ребёнке? Если да, то наказывайте. Лучшего способа и придумать нельзя.

Если вы вините, стыдите и запугиваете ребёнка для того, чтобы какие-то ситуации больше не повторялись, то признайте реальность. А она в том, что ничего не меняется. Думаете, наказания имеют накопительный эффект? Что однажды заработает раз и навсегда? Да, вполне вероятно. Это случится ровно тогда, когда ребенок будет окончательно подавлен и запуган. Когда все его отношение к вам будет состоять из страха. Это точно то, что вы хотите видеть в ребёнке?

А что же может дать результат, что может привести к изменениям? Только получение и осознавание опыта. Ребёнку самому это не под силу, в этом ему нужна помощь взрослых.

Теперь памятка о том, что делать, чтобы были последствия, но не было наказаний. То, что поможет ребёнку получать опыт и — пусть не быстро — но все же изменять поведение.

1. Останавливать ребёнка от нежелательных действий. Не ждать, что он обязан подчиниться только потому, что вы сказали прекратить. А физически останавливать от драк, выключать мультики, когда вышло время, забирать то, что он ломает, уводить оттуда, откуда не хочет, не отпускать, если знаете, что он убегает и т.д. Это больше касается маленьких детей, конечно.

2. Озвучивать правило, опять же без ожиданий, что хотя бы со второго раза он точно обязан послушаться. Озвучивать из раза в раз, каждый раз.

3. Быть с ним рядом и помогать переживать ту бурю чувств, которая случится, когда вы физически пресечете нежелательное поведение. «Я понимаю, как тебе хочется/не хочется то-то. Ты злишься/расстраиваешься/кричишь. Но это делать нельзя».

4. Если это то, что предотвратить невозможно (а это касается уже более старших детей, например, обман, невыполнение просьб, несдерживание обещаний), то разговаривать. Если не умеете разговаривать — учитесь. Про отзеркаливание почитайте, про активное слушание. «Ты обманул меня. Я понимаю, что ты очень хотел то-то и поэтому обманул. Я понимаю, что тебе было страшно признаваться, и поэтому ты обманул. Мне очень неприятно и больно от этого. Что может помочь тебе не делать этого в дальнейшем?» «Мы договорились, что ты будешь делать это, но ты не делаешь. Я понимаю, что тебе скучно и неинтересно, что тебе не хочется. Мне нужна твоя помощь, мне важно, чтобы ты делал это. Что мы можем сделать?» Не читать ему нравоучения (они не работают от слова совсем, скажу вам по секрету), а сказать о себе и дальше дать сказать ребёнку, внимательно выслушивая его. И после этого разговора не ждать, что за один раз все изменится. За один раз невозможно. Поэтому говорить с ним так из раза в раз.

Краткий итог:
Пресекать нежелательные действия.
Озвучивать и повторять правила.
Не ждать, что он обязан быстро изменить поведение.
Повторять и действия, и слова из раза в раз.
Говорить о себе.
Слушать.

Мария Григорян

Это упражнение можно считать и диагностическим, и коррекционным: оно работает на повышение самооценки ребёнка и хорошо показывает, насколько в сознании ребёнка закрепились те или иные представления о себе.

Для его выполнения потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Попросите ребёнка нарисовать солнышко с лучами. Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в пределах листа и чем ему нравится.

Пусть ребёнок немного расскажет о солнышке.

— Солнышко — какое оно?

— Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное…

— А теперь представь, что солнышко — это ты. У солнышка твоё имя.

Пусть ребёнок подпишет, если умеет, своё имя на солнышке. Если писать он ещё не умеет, то имя подпишите сами. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

— Ты перечислил, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе… Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то твоё замечательное качество. Какой ты?

Ребёнок может не сразу ответить. Помогите ему, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»

Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И позвольте ребёнку немного пофантазировать, прихвастнуть. Не возражайте, даже если считаете, что это качество или привычка у него не развито или вообще отсутствует. Так вы сможете услышать, что ребёнок считает своими достижениями.

«Я мою посуду… Убираю игрушки…». Запишите всё, что услышите, пусть и делается это порой со слезами или даже скандалом. Не нужно реплик: «Да, это делается, когда тебе десять раз скажешь…» и т.п.. В упражнении «Солнышко» мы работаем только на позитиве.

Интересна реакция родителей, которые видят на занятиях, как меняется настроение ребёнка.

А ещё можно, даже нужно, попросить всех, кто знает ребёнка подписать лучики этого солнышка. Можно добавлять лучики каждый раз, когда вы заметите в ребёнке что-то, за что его нужно похвалить. Лучики может добавлять и сам ребёнок.

Одно очень важное условие. Как бы вы ни сердились на сына или дочку, в чём бы они ни провинились, наказывая их, никогда не упоминайте в этот момент про ваше рукотворное солнышко.

Поверьте, одна невинная вроде фраза типа «Ты же солнышко, а так поступаешь…» способна разрушить весь эффект упражнения. Проступок, без сомнения, требует разумного наказания, но никак не перечёркивания того, что ваш ребёнок — ваше солнышко.

И ещё один вариант выполнения упражнения «Солнышко». Он выполняется тогда, когда нарисовано солнышко ребёнка. Предложите ему нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или воспитательницы в детском саду. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.

Мы все хотим слышать добрые слова, но этому нужно учить. Пусть это несложное упражнение «Солнышко» поможет Вам в создании тёплой и душевной атмосферы.

Привязанность – танец для двоих. В нем взрослый защищает и заботится, а ребенок доверяет и ищет помощи. Даже будучи взрослыми, испугавшись, мы кричим: «Мама!», даже за выросшее, усатое уже, чадо мы волнуемся, если у него что-то неладно. Узы привязанности прочнее любви, прочнее дружбы – любовь и дружба, бывает, умирают, сходят на нет. Привязанность останется с нами всегда, даже если у нас очень непростые отношения с родителями или детьми, безразличны они нам не будут никогда.

Очень многое в поведении детей объясняется именно привязанностью или угрозой разрыва привязанности.

Вот самая обычная ситуация: вы ждете гостей. Ваш ребенок тоже рад предстоящему празднику, он помогает вам накрывать на стол, старательно моет овощи, раскладывает салфетки, расцветает от похвалы. Это поведение привязанности, он хочет быть с вами, хочет вам нравиться, делать общее дело.

Вот гости на пороге – и ребенок вдруг смущается, прячется за вас, вам стоит труда уговорить его выйти и поздороваться. Это поведение привязанности, он осторожен с чужими, не «своими», взрослыми и ищет защиты у родителя.

Вы сидите за столом, увлечены интересным разговором, а ребенок словно с цепи сорвался: шумит, бегает, дергает вас. Это поведение привязанности: он испытывает тревогу, видя, что вашим вниманием завладел чужой человек и хочет вашего внимания как подтверждения, что с вашими отношениями все в порядке.

Вы теряете терпение, сердитесь на него и выставляете из комнаты. Он громко плачет, бьется об дверь, начинается истерика. Это поведение привязанности: вы дали ему понять, что можете оборвать связь с ним, более того – символически прервали ее, закрыв дверь, он протестует изо всех сил, стараясь восстановить связь..

Вам становится его жалко, вы идет к нему, обнимаете, ведете умыться. Он еще какое-то время всхлипывает, потом обещает, что будет вести себя хорошо и вы разрешаете ему остаться. Вскоре он затихает, свернувшись калачиком у вас на коленях и правда больше не шалит. Это поведение привязанности – связь восстановлена, напряжение спало, страх отпустил, ребенок обессилен, а восстанавливать силы лучше всего рядом с родителем.

Возможно, вы никогда не думали об этом в таком ключе. Возможно, вам казалось, или вам говорили окружающие, что это все происходит потому, что ребенок избалованный, или невоспитанный, или вредничает, или перевозбудился. На самом деле все проще и все серьезней. Ему просто жизненно нужна связь с вами. Вот и все. Если это понимать и уметь видеть то, как состояние ваших отношений влияет на состояние и поведение ребенка, очень многие случаи «плохого» поведения предстанут своем в другом свете.

Привязанность не очень подчиняется логике, объективным фактам, доводам рассудка. Она иррациональна, замешана на сильных чувствах, и у ребенка они особенно сильны.

Представьте себе, что вы гуляете по тропе над пропастью (а это в некотором смысле вообще метафора нашей жизни), и страхует вас прочная веревка, которую держит с той стороны человек, которому вы абсолютно доверяете, больше, чем себе. Именно так воспринимает ребенок свою привязанность к родителю и родителя к нему. И вдруг вам кажется, что веревка ослабла, провисла как-то. Что случилось? Отпустил? Забыл? Бросил? Ушел? Спросить вы не можете, пойти разузнать тоже – страшно же шаг ступить, без страховки-то. Что вы будете делать?

Правильно, дергать за веревку, в надежде, что она просто немного провисла и сейчас снова натянется и станет прочной и надежной, как раньше. Дергать с замиранием сердца – а вдруг дернешь, и окажется, что на том конце ее выпустили? Но если не дернуть, то как узнать?

Вот именно это и делает ребенок, когда у него есть сомнение в прочности привязанности. Дергает за веревку. Снова пробует то именно поведение, которое, по опыту, ставит отношение к нему родителя под угрозу. «Ты по-прежнему мой взрослый? – словно спрашивает он. – Даже если я вот так делаю? Даже если я плохой? Я не могу жить в такой тревоге, ответь скорее, чтобы я знал точно».

Если у родителя получается дать ребенку понять, что мол, ты, дорогой, конечно, наломал дров, но не волнуйся, я тебя по-прежнему люблю, я с тобой, можешь на меня рассчитывать, веревка прочна, – ребенок успокаивается и может изменить поведение.

из книги «Если с ребенком трудно»

Что делать, если ребенок каждый раз поражает своей невнимательностью, делает нелепые ошибки в школе и вообще любитель считать ворон? Время поработать над вниманием, одним из основных психических процессов. О техниках, которые помогут быстро и результативно прокачать детское внимание, рассказал основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин. 

С каждым их этих приемов справится любой ребенок, но, чтобы достичь позитивного результата, нужно практиковаться каждый день, выделяя хотя бы 15 минут (или разбить время на три блока по5 минут). Тренироваться можно дома, по пути в магазин, в очереди, в транспорте и т.д. Есть несколько хороших упражнений.

Таблицы Шульте

Упражнение удобно тем, что реализовано во многих приложениях — заниматься можно где угодно (тем более дети любят играть в гаджеты). Таблица представляет собой квадрат 5x5 с 25 клеточками, в которых расположены цифры от 1 до 25 в хаотичной последовательности. Задача ребенка — максимально быстро отыскать все числа по порядку. Есть разные таблицы — бывают большие 7x7 и 8x8 клеток, также встречаются цветные отвлекающие внимание экземпляры и варианты, когда после нахождения числа все остальные цифры в таблице перемешиваются, не давая запоминать свои местонахождения. 

Тест Струпа

Нет, не нужно будет отмечать правильные варианты ответов. Это упражнение представляет собой всего несколько строк. Ребенок увидит слова (пусть будет 15), обозначающие разные цвета, и написаны они будут цветными чернилами (не совпадающими со смыслом). Цель в том, чтобы назвать фактический цвет слова, а не написанный. Например, если слово "красный" написано синим цветом, то назвать нужно синий. Хитрость в том, что нашему мозгу проще прочитать слово, и такое простейшее несоответствие на несколько секунд ставит его в тупик. Считается, что этот тест использовали в контрразведке для проверки навлекших на себя подозрения. Им давали этот листок со словами и просили назвать цвета. Если по легенде человек не знает языка, на котором написан «тест», то перечислить цвета не составит труда, а вот игнорировать знакомые слова без подготовки тяжело.

Лабиринты

Возможно, ваши дети с такими заданиями уже знакомы. Они простые, но требуют концентрации внимания. Цель — либо найти выход из запутанных коридоров либо проследить, какие цифры и буквы соединяют между собой витиеватые линии. Однако в правилах есть нюанс: вести пальцем или карандашом по линии нельзя. Отследить весь путь можно только глазами, проявив чудеса фокусировки. 

Муха

Эта замечательная игра не даст вам заскучать. Ребенок сможет тренироваться один, но соревновательный момент делает ее более остросюжетной. Никакого особенного оборудованияне потребуется — лишь подручные средства и энтузиазм. Начертите поле 5x5, затем подпишите сверху буквы, а слева цифры (как в игре «Морской бой»). В средней клетке сидит воображаемая муха, ее движение всегда начинается из этого места. Выберите ведущего на один кон. Его задача — задавать мухе направление полета в течение 30 секунд командами: вверх, вниз, влево и вправо (по клеткам). Игроки должны отследить передвижения мухи и через 30 секунд дать правильный ответ — в какой клетке она приземлилась. Потом игру можно усложнять: позволять мухе вылетать за пределы поля или держать поле в уме, обходясь без бумажного носителя вообще. 

Фотоаппарат 

Это тоже тренировка внимательности и наблюдательности. Станет интереснее, если вы будете принимать участие вместе с ребенком. Смысл в том, чтобы весь день обращать внимание на конкретную часть тела или одежды встречающихся людей. Это могут быть носы, брови, серьги и т.д. Нужно настроить свой «объектив» только на эту часть образа, рассматривать ее (не доставляя незнакомцам неудобств, разумеется) и пытаться запомнить. Так ребенок научится видеть мелкие детали и обращать внимание на нюансы. Потом можно будет смотреть на человека и описывать его внешность в целом. Потребуется высокая концентрация внимания, ведь останавливать взгляд нужно будет на многих деталях сразу. 

Упражнения с предметами

Можно еще поиграть в такую игру: в течение какого-то времени (например, часа) надо обращать внимание и называть предметы по выбранному заранее признаку: конкретный цвет, форма, размер, материал изготовления, область применения и т.д. Начинайте с малого. Можно тренироваться в комнате, квартире, а когда все предметы будут выучены, ищите предметы наулице. Удобно играть во время прогулки. Для домашнего использования подойдет следующее упражнение: 

  • разложите на столе предметы, и пусть ребенок их запоминает;
  • перемешайте предметы, уберите несколько или, наоборот, добавьте лишние;
  • теперь ребенок должен вернуть все предметы на место, воссоздав на столепервоначальную картину.

Есть альтернатива: пусть он посмотрит на предметы, запомнит их и отвернется или выйдет из комнаты. Вы уберете один из них, а ребенку нужно вычислить пропажу (или две). Тренируйтесь всей семьей, чередуйте упражнения и обязательно уделяйте немного времени каждый день. Так вы не только разовьете внимание, но и пополните копилку забавными семейными играми и сможете разнообразить ожидание в очереди или разбавить длительную поездку.

Благодарность — одна из базовых черт счастливого человека. Но как вырастить благодарного ребенка в нашем материалистическом мире? Обычных просьб говорить «пожалуйста» и «спасибо» недостаточно. Благодарность — это способность ценить то, что у тебя есть. Для того, чтобы привить эту способность, следует регулярно повторять пражнения:

🔸 Подарки этого дня
Ежедневно, неважно, в какой момент дня, садитесь рядом с ребенком и перечисляйте вместе «дары» этого дня: моменты, события, впечатления, за которые вы благодарны. Это могут быть и люди, игры, угощения — что угодно. Главное — научиться смотреть на то, что с нами происходит как на подарок. Можно даже вести «Дневник благодарности».

🔸 День добротворения
Это один день в месяце, когда вы и ваши дети делаете что-то полезное для других: уборку двора, сбор вещей для благотворительных организаций, покупку корма для собачьего питомника. Это поможет детям понять важность того, что приятно не только брать, но и отдавать. Это важный компонент благодарности.

🔸 Ты помнишь…
Хорошие моменты нужно закрепить. Вспоминая приятные события дня, проговаривайте: «Ты помнишь, как тебе понравилось, когда…, «Как ты был рад, когда…», «Как ты был счастлив, когда…». И даже негативную ситуацию можно превратить в повод для благодарности, например, когда вы приготовили что-то, что ребенок отказывается есть: «Как это здорово, что мы не заставляем тебя есть то, что тебе не нравится!»

🔸 Ты — мой помощник!
Если детям говорить это, они будут чувствовать, что их ценят, и действительно будут помогать и стараться больше.

🔸 Ты — заботливый
Частью способности быть благодарным является способность заботиться о других. Даже если ребенок делает что-то рутинное: убирает свои игрушки или ставит свою тарелку после еды в мойку, скажите: «Вот, какой ты заботливый!». Конечно, скажите еще и «спасибо», но похвалить их и поддержать в них мысль о том, что они внимательны, ответственны и заботливы — очень важно.

🔸 Чем мы можем поделиться сегодня с другими?
То, что нам было давно известно, подтвердилось и научными исследованиями: маленькие дети счастливее, когда имеют возможность угощать и делиться с другими. Но больше радости им приносит тот подарок, который дорог им самим: сделан собственными руками или куплен на сэкономленные деньги. На самом деле, добрые слова тоже можно дарить. Можно поделиться угощением или игрушкой. Ваша задача — следить, чтобы это происходило (осознанно) хотя бы раз в день.

🔸 Нам так повезло!
В любой момент дня вспомните, как вам повезло: что осталось четыре дня до выходных, что на ногах удобные и красивые башмаки, что в кафе есть свободный столик и мороженое.

🔸 Как здорово, правда?
Это упражнение похоже на предыдущее, но лучше иногда просто менять фразу, для разнообразия. «Как здорово, когда вся семья пьет чай вместе, правда?» или «Как здорово, что у нас есть время поваляться на диване, правда?» или «Как здорово, что мы можем делиться мыслями и идеями, правда?»

Счастье — это не результат получения нами чего-то, чего у нас нет, это признание ценности того, что у нас есть. Поверьте, дети, особенно маленькие, не видят сколько ваших усилий стоит их комфорт и радостное детство. Но если вы будете регулярно упражняться с ними в том, чтобы замечать и ценить то, что они имеют, они обязательно научатся ценить ваш родительский труд и все то, что их окружает.

Все родители хотят, чтобы их дети были умными и образованными. Однако многие забывают, что начинать нужно с себя. Хотите, чтобы ваш ребенок говорил грамотно, перестаньте для начала сами допускать ошибки в устной речи. Особое внимание обратите на глаголы. Именно их зачастую произносят неправильно или неуместно используют.

Мама пекет блины

Жечь, печь, стричь – глаголы, в которых очень часто путаются. То и дело слышишь, как кто-то жгет, пекет или стригет, хотя правильно жжет, печет и стрижет. Проверить это невозможно, но запомнить нужно.

Помахай папе ручкой

Как бы не хотелось сказать своему ребенку «помахай папе ручкой», делать этого не стоит. И вовсе не потому, что махать руками – удел невоспитанных детей, а потому что, согласно нормам современного русского литературного языка, папам машут ручками, а не махают.

Глагол «махать» в третьем лице настоящего времени меняет букву «х» на «ш»: машу, машешь, машут. Это же касается и повелительного наклонения: маши, помаши. А вот в прошедшем времени х сохраняется: махал, помахал. Возможно, именно поэтому возникает такая путаница в формообразовании этого глагола. Такое чередование сложилось исторически, и объяснить его вряд ли получится. Хотя стоит заметить, что некоторые словари все-таки признают формы «махаю» или «помахай», правда с пометкой «разговорная».

Одень куртку

В нашей стране люди давно разделились на 2 лагеря. Первые не видят ничего ужасного во фразе «одень куртку». Вторые, услышав это, начинают чувствовать себя плохо.

Если вы относитесь к первой категории людей, то знайте, что надевать можно что-то на кого-то, в том числе и на себя. Например, вы можете надеть, куртку, платье, шапку на себя, ребенка и даже на куклу. А вот одевать возможно только кого-то одушевленного или человекоподобного: одеть ребенка, собачку или куклу.

Поиграйся с ребятами

Сразу стоит отметить, что глагол «поиграться» действительно существует, но относится к просторечиям. Просторечия, как известно, не все воспринимают как показатель богатого словарного запаса. Поэтому лучше все-таки употреблять стилистически нейтральный вариант, который можно произнести в любой ситуации, и заменить «поиграйся» на «поиграй».

К тому же дети, привыкнув к форме «поиграйся» и не видя в ней ничего особенного, перенесут свои знания в тетради по русскому языку или литературе, где это непременно посчитают ошибкой.

Отойди оттудова

Что касается наречия «оттудова», то, действительно, его можно встретить в толковом словаре под редакцией Д. Н. Ушакова. Однако это вовсе не значит, что его стоит употреблять в собственной речи.

Оттудова – просторечие, которое может считаться нормой в каких-нибудь отдаленных поселках и деревнях, где все говорят на своем диалекте. Вот только диалекты не считаются за нормы русского языка. Именно поэтому правильно говорить «оттуда».

Мама покушала

Казалось бы, что такого в глаголах «кушать» и «есть». Каждый наверняка не раз слышал их и даже произносил. Однако не все так просто. Приглашать кушать стоит только в том случае, когда вы вежливо приглашаете к столу гостей или ребенка. В 1 лице этот глагол употреблять точно не стоит. Это выглядит как слишком почтенное отношение к себе, а в некоторых случаях может сойти и за самолюбование.

Многие, конечно, этого не знают и не подумают о вас плохо, но употреблять глагол «есть» в повседневной речи все же предпочтительней.

Сейчас я тебя наругаю

Ругаться вообще не стоит, особенно с детьми. Если же вы не удержались и решились кого-то «наругать», то знайте: ничего у вас не получится.

Глагола «наругать» в русском языке попросту не существуют. Вместо него есть «поругать» и «отругать». Просто знайте это, когда в следующий раз решитесь поддаться эмоциям.

Мальчик плакает

Глагол «плакать» употребляется с буквой «к» только в инфинитиве и в форме прошедшего времени: плакал. В остальных формах ее стоит заменить на «ч»: плачу, плачем, плачешь, плачете, плачет, плачут. Спрягать этот глагол как-то по-другому будет неправильно.

Пошлите вместе гулять

Пошлите – это глагол «послать» в повелительном наклонении. Его произносят, когда хотят отправить кого-то куда-то с заданием, поручением или просьбой. Например, пошлите его узнать последние новости. Иногда «пошлите» может означать «говорить пошлости».

Пойдемте – это повелительное наклонение глагола «пойти». Употреблять его стоит, когда вы собираетесь пригласить кого-либо пойти с собой. Например, пойдемте вместе гулять.

Полоскай рот водой

Хотите прослыть грамотным и одновременно заботливым родителем – приучите свое чадо к гигиене рта. Причем грамотно будет сказать «полощи рот водой», а не «полоскай».

Глагол «полоскай» тоже можно встретить в русском языке, но только с пометкой «просторечье», что не делает его общеупотребительным и верным.

Котик мурлыкает

Если ваша кошка издает звуки, похожие на урчание, то она мурлычет. Именно этот глагол стоит использовать, ведь «мурлыкает» отмечен в словарях как разговорный.

Это значит, что нормой русского языка будет являться первый вариант. Именно его и выбирают грамотные люди.

Психология отношений
5 вещей, которые важны женщинам и неважны мужчинам в отношениях

Мужчины устроены совершенно по-другому, когда речь идет об отношениях. В природе женщин быть более заботливыми, хотя мужчины могут чувствовать это чрезмерно. В природе женщин быть более эмоциональными, даже просто из-за высокого уровня гормона эстрогена, но мужчины могут воспринимать это как слабость. В отношениях женщины больше уделяют внимания деталям, тогда как для мужчин важно очевидное. И вот, что важнее женщинам,  и что должны понять мужчины:

1. Соцсети.

Большинству девушек важно, что происходит в сети. От статуса ваших отношений до людей, которые лайкают твои фото — ей все важно. Женщины в целом более социальные, чем мужчины. Мужчины привыкли хранить свои проблемы и достижения при себе, а женщины склонны обсуждать все это с другими и жить более открыто.

В результате женщины могут поднимать шум, как кажется мужчине, на пустом месте — из-за каких-то изменений на его странице в сети. Хотя его это совершенно не волнует и он не обращает на это внимания. Мужчинам все равно, кто лайкает их фото и кто может увидеть, что они постят. Но если ты хочешь сделать свою девушку счастливее, прими ее запрос на статус отношений.

2. Дни рождения и годовщины.

Женщина ценит каждый момент со своим мужчиной, но любит делать их еще более особенными. И когда появляется такой повод, как годовщина или день рождения,  в ней просыпается аниматор, который хочет устроить настоящий праздник. И она ожидает и от тебя некоторое участие. Помни даты, записывай хотя бы их в телефон, старайся сделать ее счастливой, ведь именно такие мелочи и делают отношения крепче.

3. Женщинам нужно знать, как они выглядят.

Если ты просто принимаешь душ и натягиваешь новые джинсы на свидание, ты должен понимать, что твоей девушке понадобилось больше времени и усилий, чтобы хорошо выглядеть для ТЕБЯ. Она может часами выбирать платье, а еще подходящие к нему аксессуары, макияж, маникюр,  украшения. И все просто потому, что она хочет впечатлить тебя. Она хочет, чтобы ты считал ее лучшей и гордился ею. Так что не забывай оценить ее усилия и делай комплименты.

4. Что ты делаешь в телефоне.

Это может казаться вторжением в личное пространство, но ей нужно знать все и всех,  с кем ты общаешься в телефоне. Пароль будет вызывать подозрения, хотя даже если девушка доверяет, это в ее сущности — пошпионить в твоем телефоне. И дело не в подозреваниях, а в безумной любви. Так что лучшим заверением в твоей любви для нее будет доступ к твоему телефону. И может со временем она это перерастет и успокоится.

5. Забота.

Да, иногда женщины могут переживать по мелочам и глупостям, и иногда нам за это стыдно. Просто потому что мы чувствуем себя неуверенно и как дети хотим внимания. Так что просто обнимайте свою женщину чаще и говорите, что любите ее, слушайте ее болтовню и жалобы, пока она не расплачется. Помните: объятия могут исцелить душу!

Токсикоз беременных представляет собой осложнение гестационного периода. Принято выделять несколько его клинических форм: рвота, слюнотечение, дерматит, кожный зуд и т. д. Ранний токсикоз развивается в первом триместре и обычно заканчивается к 13 неделям, однако иногда может затягиваться до 16 недель. До сих пор причины этого осложнения точно не установлены. Поэтому выделяют так называемые предрасполагающие факторы, которые существенно увеличивают его вероятность: повышенные психоэмоциональные нагрузки на женщину (постоянные стрессы, неустроенность семейной жизни, проблемы на работе и т. д.), хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, гормональные нарушения, многоплодная или наступившая на фоне стимуляции яичников, а также в случае экстракорпорального оплодотворения беременность, аборты.
Клиническими признаками раннего токсикоза являются: тошнота, рвота более двух раз в сутки, снижение массы тела, отсутствие аппетита, повышенное слюноотделение, появление запаха ацетона изо рта, ухудшение тургора кожи, изменения в биохимическом составе крови. Лечение проводится по следующим направлениям:
1) дезинтоксикационная терапия. Она может быть проведена двумя способами: первый — увеличение объема выпиваемой жидкости (преимущество отдается щелочным минеральным водам), второй — внутривенное введение раствора;
2) витаминотерапия, которая позволяет нормализовать нарушенный обмен веществ и восстановить цикл окислительно-восстановительного фосфорилирования. Преимущество отдается витаминам из группы В, являющимся кофакторами многих ферментов;
3) молекулы – донаторы энергии, к которым относится препарат АТФ. Они дают возможность получать в чистом виде энергию, необходимую для всех процессов, протекающих в организме;
4) противорвотные средства, которые воздействуют на головной мозг (центр рвоты) и нормализуют моторику верхних отделов желудочно-кишечного тракта;
5) при повышенном психоэмоциональном возбуждении женщинам показано применение успокоительных препаратов, а в тяжелых случаях — и транквилизаторов.
Параллельно для повышения эффективности проводимой терапии следует придерживаться таких рекомендаций: принимать пищу небольшими порциями, чтобы не создавать условий для переполнения желудка в течение дня; кушать 5 – 6 раз в сутки; исключить из рациона жирное и жареное, консерванты. Иногда токсикоз имеет очень тяжелое течение, когда консервативная терапия оказывается неэффективной. В итоге это приводит к существенному ухудшению состояния пациентки с развитием недостаточности многих органов. В такой ситуации в интересах женщины показано прерывание беременности: это позволяет сохранить ей жизнь.

Тават Мердалиева

Врач – акушер-гинеколог, консультант по грудному вскармливанию

Детский садик является своего рода первым коллективом ребенка, в котором он сталкивается с новой, непривычной для себя средой. Одни малыши справляются с таким стрессом довольно легко, быстро привыкая к новым условиям и адаптируясь к детскому коллективу, другие же страдают от происходящих изменений в образе жизни, каждое утро устраивая родителям истерики со слезами и криками.

Безусловно, такая ситуация изматывает не только самого малыша, который упрямо не хочет идти в детский сад, но и маму с папой, ведь они понимают неизбежность происходящего. Как разрешить дилемму и что делать, если ребенок не хочет в сад? Разобравшись, в чем причина такого поведения, вы сможете помочь крохе адаптироваться к новым условиям и безболезненно справиться со своим первым в жизни стрессом.

Почему малыш не хочет ходить в садик? ТОП распространенных причин

Если кроха идет в детский сад со слезами на глазах, плачет, провожая маму, и регулярно выказывает нежелание посещать детский коллектив, не стоит сразу же пытаться найти причину извне: безусловно, успешная адаптация зависит и от воспитателя, однако в силах родителя помочь преодолеть чаду эту непростую для него ситуацию. Бытует мнение, что слезы и истерики – непременный атрибут адаптационного периода, однако на самом деле это не так. Конечно, со временем ребенок перестанет так сильно протестовать, смирившись с неизбежным, однако куда продуктивнее самостоятельно найти причину стойкой антипатии к детскому саду и постараться устранить ее.

К наиболее частым проблемам, возникающим при походе в детский сад, относятся:

  1. Неготовность ребенка к новым условиям

Если родители не разговаривали с малышом о том, что такое детский сад и для чего нужно туда ходить, не рассказывали о примерном распорядке и нормах поведения в детском коллективе, ограждали чадо от общения с ровесниками, естественно, ему будет трудно адаптироваться. Любые рамки, без которых садовский коллектив превратился бы в хаос, будут вызывать у ребенка отторжение и нежелание им подчиняться, поэтому стоит заранее оговаривать эти моменты и готовить малыша психологически.

  1. Неумение справляться с бытовыми проблемами

Конечно, воспитатели и нянечки во всем помогают деткам, однако в группах обычно около 20 ребят, и им не всегда удается уделить каждому максимум внимания. Именно поэтому ребенок должен уметь самостоятельно поесть, переодеться, сходить на горшок, высморкать носик и справиться с другими возможными проблемами, которые дома за него решает мама. Лучше как минимум за полгода постепенно приучать ребенка к самостоятельности, и тогда ему будет комфортнее и спокойнее в детском саду.

  1. Сложности в общении со сверстниками

Если до похода в детский сад малыша окружали преимущественно родители и старшие братья/сестры, ему будет крайне сложно научиться взаимодействовать с ровесниками. Ситуация усугубляется, если ребенок с рождения обладает не слишком общительным, замкнутым темпераментом – в этом случае «расшевелить» его, заинтересовав обществом других малышей, будет не слишком легко. Еще одной сложностью в налаживании контактов является чрезмерная избалованность чада: если он привык быть «центром вселенной» и получать все, что хочется, ему будет сложно принять обстоятельства, в которых все малыши равны.

  1. Непривычный режим дня

В детском саду все подчинено строгим правилам: сначала завтрак, потом игры, прогулка, дневной сон и т.д. Если дома карапуз делал все, что пожелает: ложился спать, когда заблагорассудится, ел «под мультики» и по полчаса, сам выбирал занятия и ходил гулять только тогда, когда сам того захочет, безусловно, тут же перестроиться у него не получится. В том случае нужно действовать сообща: детально изучив график детского сада, привнесите его в свою жизнь, чтобы диссонанс между домашней и садиковской обстановкой был не слишком резким.

  1. Нелюбимая еда

Пищевые пристрастия формируются у крохи уже к двухлетнему возрасту, поэтому непривычная пища может на первых порах показаться карапузу невкусной или отталкивающей. Рассказывайте ребенку о том, как вкусно готовят повара, знакомьте его с новыми блюдами самостоятельно и на первых порах попросите воспитателей не слишком усердствовать, заставляя ребенка съесть все до последней крошки – главное, чтобы он при этом не оставался абсолютно голодным. Если же кроха не хочет есть что-то конкретное (например, ненавистную многими манную кашу или пленку от молока), не настаивайте – убрав «раздражающий» фактор, куда проще развить любовь карапуза к детскому саду.

  1. Проблемная обстановка в семье

Нередки ситуации, когда нежелание посещать детский сад – лишь «ширма» для более глубоких психологических проблем. Если ребенок по какой-либо причине переживает стресс, он может просто-таки бояться выйти из мнимой «зоны комфорта». Особенно часто такие ситуации возникают при разводе, частых ссорах и конфликтах родителей, смерти кого-то из близких или социально-психологического неблагополучия в семье. В этом случае следует для начала справиться с депрессией крохи, и лишь затем разбираться с причинами нелюбви к детскому саду.

  1. Страх разлуки

Излишне опекаемым деткам, которые никогда не разлучались с мамой, сложно представить, что родной человек больше не будет находиться рядом 24 часа в сутки. Объясняйте малютке, что вы никогда его не бросите и обязательно заберете домой в конце дня – и со временем он станет чувствовать себя более защищенным.

  1. Недостаток родительского внимания

Получая с лихвой мамину заботу и любовь, малыш может страдать от ее нехватки в дневное время, ведь больше не к кому прибежать с малейшей проблемой, попросить сочувствия и ласки. Компенсируйте этот недостаток в вечернее время, проводите больше времени с крохой, читайте ему книжки, рассказывайте сказки, гуляйте во дворе – словом, посвящайте совместное время интересам ребенка, чтобы он ощущал, что вашей заботы и любви не стало меньше.

  1. Отказ от конкретных занятий

Ребенку может не нравиться не сам садик, а те занятия, которые там проводят. Поинтересуйтесь у воспитателей – возможно, ему просто не удается лепка, рисование или работа с цветной бумагой. Столь незначительная на первый взгляд причина может стать поводом для серьезной психологической травмы крохи. Если «проблемная точка» найдена, попробуйте заинтересовать ребенка нелюбимым видом творчества самостоятельно – освоив азы, он с легкостью справится с садиковскими заданиями и будет чувствовать себя более уверенно и спокойно.

  1. Отношения с воспитателем

В большинстве случаев родителям свойственно винить педагогический состав в том, что ребенок не хочет идти в детский сад. На самом деле, проблемы с воспитателями и нянечками бывают лишь в 30% случаев, хотя исключать их полностью все же не стоит. Если педагоги слишком авторитарные, жесткие, а возможно, и жестокие, следует решать проблему кардинальным образом. Обратитесь к заведующей детского сада с просьбой сменить проблемного работника или группу, которую посещает ребенок, обрисуйте сложившуюся ситуацию, и если это не принесет плодов, не бойтесь посетить отдел образования, ведь такие ситуации недопустимы в детском коллективе. Если ребенок боится идти в сад, защитите его – именно это и является первоочередной обязанностью родителей.

Важно! Не пытайтесь выяснить у ребенка причину нелюбви к детскому саду «в лоб» - скорее всего, вы не получите ответ на прямой вопрос, а если начнете давить и допытываться, кроха замкнется. Лучше попробовать более деликатные методы: попросить малыша рассказать о том, как проходит его день в саду, нарисовать свою группу, разыграть мини-сценку, где каждая игрушка будет выполнять роль коллектива садика.

Что можно сделать, чтобы исправить ситуацию?

На форуме молодых мам можно встретить немало советов относительно того, как помочь ребенку преодолеть болезненный период адаптации к детскому садику. Каждый из них не лишен здравого смысла, однако не всегда будет эффективен, ведь то, что волнует одного малыша, может абсолютно не беспокоить другого, и наоборот. Действовать нужно лишь тогда, когда вы выяснили причину нелюбви к детскому саду, всячески стараясь убрать негативный фактор из жизни крохи:

  1. Научите ребенка общаться с детьми его возраста, взаимодействовать с ними, совместно играть и заниматься. Если малыш сможет преодолеть природную застенчивость и замкнутость, ему проще будет найти друзей в детсадовском коллективе.
  2. Перестаньте излишне баловать ребенка, во всем потакать его капризам и прихотям, решать за него все мелкие бытовые проблемы (одевать, обувать, собирать игрушки и т.д.) – так ему проще будет научиться самостоятельности и ответственности.
  3. Сбалансируйте режим дня таким образом, чтобы он максимально соответствовал детскому саду – это поможет ребенку перестроиться и не чувствовать себя уставшим.
  4. Старайтесь не бояться разлуки с ребенком. Детки крайне чувствительны к эмоциям взрослых, поэтому ваш страх может невольно передаваться и чаду, внушая ему боязнь садика. Держите себя в руках, убеждайте, что это неизбежный и крайне важный этап взросления, что ребенок находится в надежных руках профессионалов, которые при необходимости окажут ему квалифицированную помощь и т.д. Главное – чтобы малютка не чувствовал ваш эмоциональный дисбаланс.
  5. Ежедневно объясняйте крохе правила общения со взрослыми – воспитателями и нянечками. Прививайте ему уважение и послушание, научите соблюдать субординацию и вести себя соответственно.
  6. Если проблема нелюбви к детскому саду кроется в конфликте с воспитателем, не пускайте проблему на самотек – этим вы еще больше травмируете ребенка. Поговорите с другими родителями, выясните, возникают ли у них такие же проблемы, и, при необходимости, попросите заменить педагога.
  7. Старайтесь соблюдать регулярность походов в детский сад. Даже если у вас выходной, не стоит потакать капризам крохи и оставлять его дома (разумеется, если он не болен) – в следующий раз, когда он не захочет что-либо делать, истерика будет куда масштабнее, ведь он уже получал желаемое таким образом.

Предупредить нарушения осанки можно, если развивать и укреплять мышцы спины. Начать заниматься этим лучше еще до первого класса — с 6 лет. Как может выглядеть на практике ваше занятие с малышом, показали олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике, руководитель Центра гармоничного развития для детей и молодежи «Студия Серебрянских» Екатерина Серебрянская и мальчик Влад.

1. «ДАЙ-КА МНЕ МЯЧИК!»
Исходное положение — друг напротив друга. Одновременно наклоняйтесь вперед на прямых ногах и передавайте мяч партнеру, прогибаясь в пояснице и удерживая спину ровно, не округляя. Выполните по 10 повторений в медленном и быстром темпе.

2. «ЛОДОЧКА»
Ребенок ложится на живот, на вдохе поднимает прямые ноги вверх, одновременно отрывая от пола корпус и выпрямленные вперед руки. Нужно выполнить по 10—20 повторений и в конце при помощи мамы удержать положение наверху до 15 секунд.

3. «МАЛЕНЬКАЯ КОРЗИНКА»
Исходное положение — лежа на животе. Движение: одновременно поднять ноги и корпус вверх, дотянуться руками до стоп и прогнуться, соединяя одновременно ноги и руки вверху. В этом положении нужно задержаться до 20—30 секунд, родитель помогает ребенку выполнить упражнение медленно и плавно.

4. «КОЛЕЧКО»
Исходное положение — лежа на животе, как в предыдущем упражнении. Ребенок выпрямляет руки в локтях, медленно наклоняет голову назад и соприкасается теменем со стопами, носки при этом оттянуты. Это положение нужно удержать до 20 секунд. Повторить 10—15 раз. Родитель помогает ребенку и координирует темп.

5. «ЗМЕЙКА»
Исходное положение, как в предыдущем упражнении, ребенок поднимает корпус, выпрямляя руки в локтях, и тянется подбородком вверх. Таз при этом остается плотно прижатым к полу. Верхнее положение нужно удержать до 60 секунд. Сделайте 15—20 повторов.

6. «БАБОЧКА»
Ребенок принимает положение сидя и складывает ноги стопа к стопе, стараясь развести колени в стороны. Родитель пружинистыми движениями медленно выполняет небольшие надавливания на колени ребенка, тем самым помогая ему положить колени на пол. Выполнить до 30—50 раз.

7. «КАЧЕЛИ»
Исходное положение ребенка — лежа на спине, руки в замке за головой, колени согнуты. Задача — на выдохе подтянуть одновременно корпус и колени, напрягая пресс. Родитель помогает. Повторить движение 10—15 раз.